Лу Юй- первый в истории системный исследователь чая
«Люди, утончающие своѐ поведение и накапливающие качество-дэ, пьют его
горячим, и он утоляет жажду, избавляет от сонливости и головных болей,
проясняет зрение, силой наполняет конечности, от него легко начинают
двигаться все сто суставов. Легко справляется он с сотней видов болезней,
и по своему воздействию подобен божественной сладкой росе».
Лу Юй «Чайный канон»
Лу Юй (733-804 гг.), первый в истории системный исследователь чая, живший при Великих Танах, почитается как один из трёх чайных божеств (ча шэнь). Он в совершенстве постиг Чайный путь и считается непревзойдённым мастером чая во всей Поднебесной. Лу Юй родился в Фучжоу в Цзинлине (в настоящее время провинция Хубэй), в годы правления династии Тан (618-907 гг.). Он посвятил себя изучению чайного дела и результаты своих исследований описал в труде всей своей жизни — «Чайном каноне», первом в истории специальном трактате по чаю. В 735 году, в 23-й год правления под девизом Кай Юань («Раскрытие начала») — его, трёхлетнего подкидыша, нашли монахи чаньского монастыря Цзинлин Лунгайсы. Наставник Чжи Цзи, погадал на Книге Перемен, чтобы выбрать ребенку имя. Выпал знак Цзянь — «Постепенность», комментарий к которому гласит: «Лебедь постепенно приближается к суше, его оперенье можно использовать для ритуальных одежд». В соответствие с этими словами, мальчику дали фамилию Лу, что значит «лебедь», и имя Юй, «оперенье». В Китае всегда было принято давать вторые имена и прозвища. У Лу Юя также было несколько имен. В летописях упоминаются его прозвище Хун Цзянь «Постепенность Лебедя», второе имя Цзи, что означает «Быстрый», и другие имена: Цзин Линцзы — Мудрец с Красивого холма, Сан Сюаньвэн — Старец из Шелковичной рощи, Дун Ганцзы — Мудрец с Восточного холма. Лу Юй учился Хуанцзюань Синдэ в монастыре, готовясь обрить голову и стать монахом. — писал иероглифы, читал буддистские сутры, обучался приготовлению чая. Кроме того он выполнял самую разную работу — мёл землю, чистил отхожие места, пас коров, на шкурах которых писал бамбуковой палочкой иероглифы. Когда мальчику исполнилось десять лет, он спросил у мастера Чжи Цзи: «У учеников Будды при жизни нет братьев, а после смерти нет потомства. А последователи школы Конфуция говорят, что есть три вида сыновней непочтительности, и отсутствие потомства — самая большая из них. Если уходить из семьи, то как же выполнить сыновний долг?» В ответ на это наставник сказал: «Тогда тебе, Юй, нужно принять учение Конфуция». Когда Лу Юю исполнилось двадцать лет, он сбежал из Лунгайсы с группой бродячих артистов. Впоследствии он написал три цзюаня (главы) анекдотических рассказов, описывающих его приключения в годы странствий. В пятый год под девизом правления Тянь Бао (746 г. н.э.) губернатор Тай Шоу собрал в Ли Цзю людей на праздник. Актёрское мастерство Лу Юя оказало на него столь сильное впечатление, что он подарил ему книгу стихов и направил с рекомендательным письмом в горы Хумэйшань к отшельнику Чжоу Фуцзы на обучение. Через шесть лет (752 г.) Лу Юй поблагодарил Чжоу Фуцзы и вернулся в мир, где познакомился с чиновником Цуй Гофу из министерства по ритуалам и управляющим в Цзинлине. Они стали хорошими друзьями, часто путешествовали вместе, пробовали воду из разных источников и пили чай, беседовали о литературе. В 13-й год Тянь Бао (754 г.) Лу Юй на подаренном друзьями осле отправился в горы Ба Шань, в местечко под названием Ся Чуань. По дороге он собирал чай, пробовал воду, изучал местные чайные обычаи и записывал свои наблюдения. В 758 г. он прибыл в Шэнчжоу (в настоящее время провинция Цзянсу, город Нанкин) и поселился в монастыре Сяцзясы, посвятив всё своё время чайному делу. Через год он поселился в Дань Яне.
В 760 году из гор Сяцзяшань отправился в Шао Си (в настоящее время провинция Чжэцзян, уезд У Си), где поселился в горах и стал жить «за закрытыми дверями», отшельником. Там он писал свой «Ча Цзин» — «Чайный Канон». Одевался просто, на ногах носил сандалии из лиан, гулял на природе в одиночестве, беседовал с крестьянами, собирал чай, пробовал воду в источниках, декламировал каноны и стихи. Уходил на рассвете и гулял до самого заката, без всякой цели бродя по просторам, ударяя посохом по лесным деревьям, играл с водой из потока. В общем, «вёл себя, как сумасшедший из царства Чу». Танский государь Дай Цзун пытался назначить Лу Юя настоятелем монастыря Тайшансы или учителем литературы наследного принца. Но в обоих случаях Лу Юй не явился на службу. Не ценил он ни власть, ни знатность, не уделял внимания богатству, любил природу и твёрдо придерживался справедливости. В полном собрании сочинений танской поэзии есть стихотворение Лу Юя, где он говорит о себе:
Не жду от жизни слитков,
Не чаю чаш из белого нефрита,
Не жажду при дворе входить к владыке,
Не думаю о празднествах в столице,
Стремлюсь лишь быть на Западной реке,
Где некогда сходил с Цзинлинских гор.
Помимо «Ча цзина» он написал ещё много трудов. Текст «Вэнь юань ин хуа» в числе его творений называют «Оды четырех печалей» и «Оды предрассветного неба». Кроме того, ему приписывают три цзюаня «Отношениях подданных и государя», тридцать цзюаней «Объяснения об источниках», восемь цзюаней «Описания четырех родов провинции Цзянси», десять цзюаней «Жизнеописания людей севера и юга», «Записки об Усинской истории чиновников» и три цзюаня «Гадания по снам». Когда Лу Юй жил в Цзиньсинтане в монастырях Тянь Лань и Лин Инь, он составил «Записки о горе Улиншань», которые, к сожалению, не сохранились. Написанный им «Чайный канон» собрал в себе все научные и практические знания о чае, накопленные до танской эпохи, а также опыт самого Лу Юя. Как только «Ча цзин» стал известен, он получил всеобщее признание и удостоился высочайших похвал. Сунский Чэн Шидао в предисловии к «Ча цзину» утверждает: «Трактаты о чае начались с Лу Юя. Миру они стали известны после Лу Юя. Он в совершенстве постиг чай. Также Лу Юй дал исчерпывающее описание изготовления чая, районов выращивания, качеств самого чайного листа. Собственно, многие чаи были обнаружены им самим».
Здесь немного отступим от рассказа о жизни «чайного святого» и поговорим о том, каким был чай в древности, в частности, во времена династии Тан и до неё.
Как говорили, в древние времена чай был, в первую очередь, лекарством. Причем, лекарством от «ста болезней», то есть, практически от всего, чем мог заболеть человек, начиная от несварения желудка и заканчивая нервными растройствами. Китайские врачи оставили подробные описания, как можно лечится чаем, что он делает в теле человека, пользуясь терминами китайской медицины.
С помощью чая разгоняешь застой дыхания ци.
С помощью чая прогоняешь сон.
С помощью чая питаешь дыхание жизни.
С помощью чая убираешь болезнь.
Древняя чайная дорога (茶马古道)
Кроме того, чай употребляли в пищу, делая «чайный суп» с добавками соли, масла, овощей. И до сих пор на Тибете, а также в некоторых других областях Китая и стран Средней Азии принято пить чай с солью и маслом. Постепенно искусство выращивания и производство чая делалось все более изысканным, стали собирать молодые листья чайных деревьев и прессовать их в небольшие лепешки. Их было удобно перевозить, они не крошились и не портились в дороге. Тогда, в 4-5 веках было положено начало Великому Шелковому Пути, как его называют в России, а в Китае он называется «Ча ма гу дао», то есть «Древний Путь Чайных Лошадей»(茶马古道).
Этот путь начинался от мест производства чая на юге Китая, откуда лошади шли на запад и северо-запад, в Тибет, в Монголию, в Среднюю Азию и дальше. Эти лепешки прессовали довольно плотно, так что перед приготовлением их разбивали на небольшие куски и мололи в ступке до размера рисовых зерен. Затем эту крошку варили в чайнике. Именно такой способ описывается в «Ча Цзине», где несколько глав посвящено описанию чайной утвари для размалывания и варки чая. Теперь чай никто не размалывает, но варка чая применяется и по сей день. Чай, обычно, зеленый, желтый или пуэр, засыпают в кипящую воду, дожидаются закипания и снимают с огня. Таким образом вкус чая получается немного отличным от обычного заваривания в чайнике или гайвани. Обычно он более мягкий и полный.
Чжао Линь, управляющий округом Чаочжоу и друг Лу Юя, в тексте «Инь хуа лу» писал, что Лу Юй любил чай и изобрёл способ варки чая. Танский Ли Чжао, написавший «Дополнение к истории Китая», также называет Лу Юя самым известным мастером чайного искусства. Во многих классических трактатах говорится, что Лу Юй обладал чудесными способностями оценивать чай и воду. Танский Чжан Юси в «Записках о приготовлении воды для чая» описал следующий случай. Во время императора Дай Цзуна правитель округа Хучжоу по имени Ли Цзи прибыл в Вэй Ян (в настоящее время провинция Цзянсу, город Янчжоу), где встретился с Лу Юем. Ли давно был наслышан о славе Лу Юя, испытывал к нему симпатию и поэтому отправился к нему. «Я слышал, — сказал он, — что господин Юй хорошо варит чай и обрёл известность в Поднебесной. Говорят, вода из Наньлина обладает чудесными свойствами. Мы не можем упустить такой удачи. Давайте попросим господина Юя приготовить чай». И с этими словами он послал стражника, чтобы тот привёз из Наньлина воды. Лу Юй приготовил инструменты и стал ждать. Когда привезли воду, он зачерпнул её и сказал: «Похоже, что воду взяли у берега». Но стражник клялся, что доплыл на лодке до самой середины реки. Лу Юй промолчал и стал выливать воду в таз. Когда он вылил половину, то неожиданно остановился и сказал: «О! Отсюда пошла наньлинская вода!» Тогда стражник, как громом сражённый, упал на колени перед Лу Юем и сказал: «Когда я набрал воды из Наньлина и поплыл к берегу, лодка сильно качалась и половина воды вылилась. Но я хотел сделать как лучше и добавил воды у берега. Способность Ваша различать воду поистине имеет божественное происхождение. Как можно её таить?!» И сам Ли, и другие стражники, и несколько десятков свидетелей пришли в восхищение. Тогда Ли спросил Лу Юя, какая вода в Поднебесной самая лучшая. Тот ответил, что лучшая вода в царстве Чу, а следующая — из Цзинь. Ли приказал писцам записать ответ Лу Юя, и так началась традиция передачи знания.
Сам Лу Юй составил список самых лучших источников в Китае, на первом месте была вода водопада горы Лушань, на втором – вода родника в провинции Уси на горе Хуэйшань, на третьем – вода из провинции Цичжоу рядом с городом Ланьси. Также он оставил подробные указания, как надо кипятить воду. Этом вопросу посвящен один из разделов его «Ча Цзина». Сама книга была написана примерно в 780 году и состоит из 10 коротких глав: Истоки, Инструменты, Изготовление, Утварь, Варка, Питие, Труды, Произрастание, Упрощения, Схема. Он описывает разные виды чая, производившиеся в то время, инструменты для изготовления чая, для приготовления самого напитка. Рассказывает, как можно упростить сложный ритуал варки и подачи чая: «Если можно сидеть на камнях среди сосен, то столики для утвари становятся не нужны…» И в заключение пишет, как можно расположить в комнате свитки с написанным «Ча Цзином».
Умер «чайный святой» в 804 году, похоронен он рядом с городом Хучжоу, провинции Чжецзян. Всю свою жизнь он посвятил чаю, жил только так, как подсказывал ему дух.
После смерти Лу Юй был возведён в статус на шэнь — чайного божества, или на сянь — чайного бессмертного, что также произошло в династию Тан. И до настоящего времени существует традиция ставить изображения Лу Юя рядом с чайными инструментами. Множество видов керамических статуэток Лу Юя продаются вместе с чайной утварью. Владельцы чайных магазинов и чайных домов ублажают Лу Юя, ставя перед его изображением чашечку с чаем, и возжигая благовония.
__________________________________________________________________________________________
Источники:
Использован материал книги Виногродский Б.Б. - Путь чая Часть I (Школа чайного пути) - 2004г
__________________________________________________________________________________________
*