Подпишитесь на обновления

 
Хотите знать больше о чайном мире?
Подпишитесь

Всё о сахаре

 

История русского фарфора. Кузнецовский фарфор. Продолжение истории фабрики в Твери - Конаковская фарфоровая фабрика( во время Великой Отечественной войны и послевоенные годы).

 Конаковская фабрика во время Великой Отечественной войны

Грянувшая Великая Отечественная война вновь приостановила деятельность фабрики.

    В конце сентября, когда началась Великая битва за Москву, Правительство приняло решение об эвакуации предприятия на Урал. В течение двух недель было демонтировано более половины оборудования массозаготовительного и формовочного цехов, паровая машина. Часть оборудования была отправлена железной дорогой, а другая часть, а также запасы дефицитных материалов, краски, препарат золота и т.д. были погружены на баржи и по Волге, Каме и Белой доставлены в Уфу, откуда по железной дороге перевозились на Тавтимановский керамико-трубный завод, где предполагалось развернуть производство фаянса. Туда же были эвакуированы квалифицированные рабочие, специалисты и их семьи. 20 октября завод в Конакове был законсервирован.
    Когда линия фронта приблизилась к Конакову, была взорванa значительная часть железнодорожной ветки Конаково-Решетниково, заводские корпуса и оборудование подготавливались к взрыву. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой и решительное наступление советских войск спасло завод от разрушения. Партийные и Советские органы приняли меры по скорейшему восстановлению производства фаянса на оставшемся оборудовании.
   На далёком Урале также развернулись работы по монтажу эвакуированного оборудования. В трудные военные годы начали действовать фаянсовый завод в пос. Саракташ Оренбургской области и фарфоровый - в п. Бишкиль Челябинской области. Тавтимановский завод, куда первоначально оборудование было доставлено, на выпуск фарфорофаянсовой продукции, не переводился в связи с тем, что в конце зимы 1942 года специалисты и квалифицрованные рабочие были отозваны в Конаково для восстановления производства. Возвратилась на завод и часть оборудования.

27 января партийное собрание заводской партийной организации рассматривало вопрос "О выполнении решения РК ВКП/б/ о подготовке к пуску завода". Главный инженер завода Ф.С. Фадеев в докладе о мерах по обеспечению пуска завода подчёркнул, что основным тормозом к пуску было отсутствие топлива. Собрание приняло конкретное решение и просило Райком партии поставить перед Правительством вопрос "О быстрейшем возвращении заводу оборудования, эвакуированного в Уфу".

В период подготовки к пуску на завод пришли старые рабочие, уже закончившие свою трудовую деятельность, молодёжь, ещё только вступающая в жизнь. Коллектив завода под руководством опытного производственника Антипа Семёновича Вьюкова, полвека проработавшего на предприятии, приводил в рабочее состояние туннельные печи и горны, оборудование массозаготовительного и формовочного цехов, восстанавливал подъездные пути, подвижной состав железной дороги. Началось производство фаянса.

    Женщины и подростки вставали на бывшие рабочие места мужчин, ушедших на фронт, осваивали мужские профессии ставильщиков и фильтр-прессовщиков, формовщиков и выборщиков и т.д. Женщины заготавливали дрова, добывали торф, готовили массу. Доходило до того, что женщины, чтобы не остановить производство, 14 километров на себе катили платформы с торфом со Второго Мохового на завод. Таким же образом доставлялось в город и продовольствие со станции Решетниково. Многие руководящие посты заняли женщины. Анастасия Ивановна Жукова стала во главе участка туннельно-горнового цеха, Евдокия Никитична Чуднова возглавила живописный цех.
   Фронтовые госпитали получали в достаточном количестве "подкладные судна", "утки", "поильники", тарелки и кружки, сделанные руками Конаковских умельцев. И пусть эти изделия не отличались белизной, пусть на их поверхности было "мушки" в тысячи раз больше, чем допускалось довоенными нормами, они выполняли своё основное назначение: помогать раненым бойцам Советской Армии встать в строй.

    Но вскоре после пуска завода; встали новые, ещё более серьёзные трудности. Запасы сырья, завезённые до войны, иссякли. Месторождения глины, каолина, кварцевого песка оказались за линией фронта. Нависла угроза полной остановки производства. Необходимо было находить пути для преодоления этих трудностей. В дело пошли стекольные пески Калининских и Подмосковных местрождений, Уральские глины, применявшиеся ранее только для производства огнеупорных изделий, и другие материалы.
   На помощь пришла рабочая смекалка. Известно, что некоторая часть массы при её производстве и при обработке смывается в канализацию и уносится с водой в р. Донховку. Обследовав места сброса, обнаружили, что на дне речки за сто с лишним лет существования завода отложился значительный слой отходов. Проверили – оказалось, что отходы можно частично добавлять в массу. Зимой, когда уровень воды в речке снизился, был вскрыт лёд, построен примитивный подъёмник (наклонный рельсовый путь узкоколейной железной дороги с лебёдкой, спускавшей и поднимавшей вагонетки, в которые рабочие лопатами нагружали добываемые со дна речки отходы, ставшие "ценным сырьём", материал стал поступать в производство. Благодаря этому, завод не только не остановился, но и в первый же год перевыполнил программу.

Несмотря на перебои с топливом и сырьём, в апреле 1942 года план был выполнен на 123 процента, в июле – на 111 процентов. А всего с вобновления производства до конца года было выпущено 5,9 миллиона изделий, что на 8 процентов превышало годовое задание. В декабре коллектив завода занял I место в соревновании Наркомата Местной промышленности. Такой успех был возможен благодаря неисчерпаемому трудовому энтузиазму, ярко проявившемуся в суровых условиях военного времени. Особенно отличалась молодежь. В 1942 году комсомольцы В. Воронин, Герцев, Кузнецова и многие другие систематически выполняли нормы выработки на 160-190 процентов. В начале 1943 года на одном из партийных собраний были подведены итоги работы за 1942 год и намечены новые задачи.
   В 1943 году завод продолжал наращивать выпуск продукции. 
   В этом же году развернулось патриотическое движение за сбор денег на танковую колонну "Калининский фронт". Рабочие и служащие завода из своих сбережений внесли 86 тысяч рублей, кроме того, 17 тысяч рублей было собрано на подарки и теплые вещи бойцам Красной Армии. В 1943 году была решена ещё одна важная задача: построена узкоколейная железная дорога Конаково-Шумновское торфопредприятие, протяженностью 7,5 километров. Эта стройка была плодом коллективного труда трудящихся всего района. На трассе дороги только земляных работ вручную  выполнено 22000 кубометров. 29 ноября в первый праздничный рейс со двора завода отправился поезд Конаково-Шумновские торфоразработки, Директор завода П.Ф. Доценко поздравил строителей и всех рабочих завода с этим большим достижением.
   Воодушевлённые победами Советских воинов на Курской дуге и других фронтах Великой Отечественной войны рабочие и специалисты обещали выполнение годовой программы 1943 года к 13 декабря. За год было изготовлено 8,5 миллионов изделий.

   В 1944 году перед коллективом встают новые трудности. Главными из них были сложности в обеспечении сырьём и ограниченное энергоснабжение. На заводе оставался в действии только локомобиль "Ланц" с генератором 510 киловатт. Остальные двигатели были эвакуированы. Полученная перед самой войной мощная паровая машина на 1200 лошадиных сил не имела котлов, и монтаж её в военные годы был не возможен. Не менее сложно было с комплектованием рабочих кадров. Уходили квалифицированные рабочие старших возрастов, подрастали и становились в ряды защитников родины те, кто пришел на завод 15-16-летними подростками. Заменить их было некем.
   В заводской лаборатории под руководством И.Я. Юрчака велись исследовательские работы по изучению местных глин. В результате настойчивого поиска была создана рецептура массы из местного сырья. Задача, хотя временно, но была решена: завод продолжал выпускать продукцию, по качественным показателям удовлетворявшую требованиям военного времени. Было получено разрешение Правительства и выделены денежные и материальные ресурсы для сооружения линии электропередач напряжением 36 киловольт Конаково-Темпы с подсоединением её к системе "Мосэнерго". Это мероприятие носило перспективный храктер и надолго решало энергетическую проблему. Летом 1944 года началось строительство линии. Вырубались просеки в лесных участках трассы, заготавливался лес для опор и т.д.
   В 1944 году на базе завода была открыта школа Ф30. В школе готовились кадры для основных цехов. Многие выпускники школы стали хорошими мастерами, в их числе Лида Воронцова, Шура Грязнова, Нина Лобанова и десятки других. Летом 1944 года Главфарфор Наркомата Местной промышленности образовал в незанятых помещениях завода ремонтно-механическую базу - небольшой ремонтно-механический завод, в задачу которого входило изготовление несложного технологического оборудования и запасных частей для восстановленных предприятий фарфорофаянсовой промышленности. Это предприятие до конца 1950-х годов сыграло большую роль в деле восстановления и развития отрасли.
  

Четвёртый военный год ознаменовался дальнейшим увеличением выпуска продукции: было изготовлено уже 11,1 миллиона изделий. Выработка продукции на одного рабочего по сравнению с предыдущим годом выросла на 164 процента.
   Особенно успешно работал коллектив в победном 1945 году. Вскоре после Победы директор завода М.А. Шинский в докладе о работе завода отметил, что в первом полугодии программа в натуральном выражении была выполнена на 103,5 процента, а в валовом исчислении на 112,8 процента. Производительность труда (выработка на одного рабочего) выросла на 116,5 процента. Значительно увеличилось количество стахановцев ударников и соответственно уменьшилось число рабочих, не выполняющих нормы.
   К 1945 году коллектив значительно "помолодел". В цехах завода трудилось 600 человек молодых рабочих и работниц, это составляло 40 процентов численности. В этом числе было 237 комсомольцев.

   За годы войны коллектив завода десять раз завоевывал I место в социалистическом соревновании фарфорофаянсовых заводов республики. Трижды заводу вручалось переходящее Красное Знамя Наркомата и ВЦСПС.
    За успехи в труде и успешное выполнение фронтовых заказов сотни рабочих и специалистов завода были награждены Правительством медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне I94I-I945 годов".
   В 1945 было выработано около 13 миллионов изделий. Производительность труда по сравнению с 1944 годом возросла на 25 процентов. Трудовому энтузиазму рабочих не было границ. Рассматривая военный период истории завода, трудно говорить о развитии художественного качества продукции, поскольку всё производство было подчинено жёсткому рационализму военного времени. И, тем не менее, следует сказать, что в работах тех лет скульпторов и художников И.Г. Фрих-Хара, М.П. Холодной, В.Г. Филянской и других, отражались события тех исторических дней. И.Г. Фрих-Хар, например, в 1943-1944 году создал скульптурную композицию "Прощание". Один из экземпляров этого приведения находится в золотом фонде Государственной Третьяковской галереи.
   Итак, в годы Великой Отечественной войны коллектив Конаковского фаянсового завода им. М.И.Калинина, несмотря на огромные трудности и потери, вносил свой вклад в дело разгрома фашистской Германии. Трудовой подъём всего коллектива позволили поддерживать производство на довольно высоком уровне и заложить базу для дальнейшего роста и совершенствования завода.

  Период развития фабрики после Великой Отечественной войны

После окончания Великой Отечественной войны фарфорово-фаянсовому заводу Конаково для восстановления производства и создания ассортимента массовых изделий понадобилось несколько лет, когда в стране возродился интерес к декоративному искусству и возросла покупательная способность населения. В первые послевоенные годы выпускается посуда, декорированная только надглазурным способом, художники выполняют образцы для трафарета, аэрографа и печати. В ассортименте вновь присутствуют кузнецовские изделия.

Главными художниками Конаково в первое послевоенное время становятся: известный керамист Т.З. Подрябинников, а с 1947 по 1949 годы – Г.Я. Альтерман, получивший художественное образование в Париже и Берлине, он проработал до 1958 года, создавал формы и декор посуды. Его чайный сервиз “Шиповник” получил на Брюссельской выставке 1957 года серебряную медаль.

В Конаково работают художники: В.Г.Филянская (выполняет большое количество изделий для массового производства, столовые и кофейные, чайные сервизы, декоративные блюда, вазы, сувенирные изделия), А.И, Хихеева, И. Васильев, М. Холодная, – пришедшие на производство ещё до войны.

   В 1950-х годах завод освоил широкий ассортимент массовой продукции: вазы различной формы и декора, несколько столовых и кофейных сервизов, приборы для воды и молока, конфетницы, скульптуру.

С тех пор фабрика активно развивалась и выпускала широкий ассортимент продукции. В это время на ней работали прекрасные художники и скульпторы, такие как В.Г. Филянская, Г.Я. Альтерман, А.И. Хихеева, И.В. Васильев.

В эти же годы замечательные росписи для сервизов и для майоликовых изделий создал выдающийся художник и керамик Г.Я. Альтерман. Его творения : чайно-кофейный сервиз «Шиповник» и прибор для завтрака «Пламенеющий» были отмечены серебряной медалью Брюссельской Всемирной выставки 1958 года.

В.Г. Филянская создала серию прекрасных оригинальных по форме и росписи изделий. «Кофейный сервиз в коричневой поливе», декоративные блюда «Удод» и «Голубь», «Набор посуды для воды» удостоены Золотой медали на Брюссельской выставке.

Филянская Вера Григорьевна

Филянская Вера Григорьевна родилась 17 июля 1900 года в украинском селе Поповка, бывшей Полтавской губернии. С самого раннего детства любила рисовать и лепить. Фантастические узоры, рисунки, возникавшие у нее под рукой, радовали и вдохновляли. Девочка росла с мечтой учиться в художественном вузе, но время было трудное и ей пришлось поступить в Межгорский художественно-керамический техникум, созданный художниками Киевской академии наук.

Техникум имел производственные керамические мастерские и местное сырье – красную глину. Преподаватели и ученики с одинаковым увлечением работали в мастерских, копировали народные керамические изделия, преимущественно украинские, а средства от реализации этих изделий шли на поддержание материального достатка учащихся.

В 1936 году Вера Филянская по приглашению Фрих-Хара, который создает на Конаковском фаянсовом заводе художественную лабораторию, приезжает в г. Конаково. Здесь она начинает работать с поливами, дает ряд рисунков для посуды, приступает к изучению форм посуды. Её декоративный талант пока еще только угадывается в таких довоенных произведениях как тарелка с птицей. Очень удачным был ее первый чайный сервиз 1938 года с кобальтовым цветком. Уже в эти годы художница много внимания уделяет созданию посуды, украшенной рельефом. Однако не вся она разноцветна. Тема рельефа в майоликовых и фаянсовых изделиях надолго становится одной из ведущих тем в творчестве В.Г. Филянской. Она успешно развивает ее в конце 40-х и в 50-е годы.

50-60-е года – особый  этап истории Конаковского фаянса. В эти годы складывается новый облик продукции предприятия. Он характеризуется обилием и продуманностью новых форм, разнообразием росписи и сочностью красок. Именно в эти годы приходит настоящий успех к талантливому мастеру фаянса – Вере Григорьевне Филянской. Вера Григорьевна уже видный художник - керамист. В своем творчестве она продолжает лучшие традиции русского искусства: утилитарность, простоту и ясность формы. Она обладает безупречным вкусом и даром доводить изделия до максимального совершенства. Художница никогда не берет много красок: две-три и мягкая подсветка глазурью или краской. Ее изделия неповторимо прекрасны, особенно майоликовые. Она много работает с рельефной росписью на утилитарных изделиях, ею созданы скульптуры малых форм: «Портрет цыганки», «Уборка урожая», «Голубь», «Сова», «Снегири», «Девочка с мальвами» и др. Изделия и формы, выполненные художницей, широко шли в производство и приносили славу Конаковскому фаянсу. Они являли собой образцы, сочетающие в себе высокое художественное достоинство и технологичность, необходимые для массового производства. Именно так случилось с известным кофейным сервизом, получившим золотую медаль на Брюссельской выставке 1958 года. Вскоре после выставки он был освоен заводом, долгое время выпускался и до сих пор остается непревзойденным образцом советского политого фаянса.

Сервиз характеризует простота, декоративность и утилитарность; наполненность, энергичность форм и мягкая текучесть объемов; единство скупого колористического решения и прекрасно найденных пропорций. Он очень русский и современный, но в то же время - вечный, как настоящая классика. Спокойный цветовой строй произведения, решенный на сочетании приятного насыщенного коричневого тона глазури, покрывающей изделие снаружи, и мягкого песочного оттенка внутренних поверхностей, завершается небольшим красно-коричневым мазком на крышке, скульптурном завитке ручки и носика. Этот маленький акцент необходим для колористического завершения всего произведения. Особенно хорош сервиз в руках человека, в движении, когда по нему скользят блики света. Вера Филянская, создавая свои произведения, умела увидеть их в живой обстановке интерьера.

Хороши произведения В. Филянской, где она применяла смешанную технику – подглазурные краски, ангоб, глазури. Композиция рисунка обычно бывает очень чёткой и ясной, единой по своему характеру с формой. Богатство колорита довершает его красоту и оправдывает большие технические трудности в исполнении.

При росписи декоративных изделий художница часто обращалась к своей излюбленной теме – рыбам. Декоративное блюдо «Рыба» (1955), а также ансамбль для фруктов «Рыбы» экспонировались в 1959 году на международной выставке керамики в Остенде (Бельгия). В этих произведениях она достигает необычайных по глубине тона и мягкой нюансировке колористических эффектов, раскрывающих огромные возможности росписи фаянса, комбинированной техникой. Передавая пластичные движения рыбы, красоту ее строения, мягкие стебли водорослей, загадочную глубину морских пучин.

   Наряду с рыбами В. Филянская часто изображает растительные формы и птиц: декоративное блюдо «Птенчики», «Вуалехвост», «Удод» (все -1954), «Клевер», «Птица», «Цветы» (все – 1956). В 1954 году В. Филянская создала для тиражирования декоративное блюдо с голубем (подглазурная роспись, цветные поливы, люстр). Форма его с чуть волнистым краем хорошо согласуется с композицией росписи, построенной по аналогии с цветком ромашки – большая круглая середина и симметрично отходящие от неё лепестки. На дне блюда, обрамлённом мягким орнаментом, изображён голубь, готовый вспорхнуть с цветущей ветки. Этот мотив великолепно вписывается в круг, непринуждённо и легко заполняя всё зеркало блюда. По бортику, на «лепестках», художница расположила стилизованные растительные мотивы, близкие к народным росписям.

   Многолетняя её деятельность имела огромное значение для развития Конаковского фаянса. Формы её изделий хорошо выдерживают весь производственный процесс, не «рвутся» при обжиге, не дают деформации. Художнице никогда не изменяло чувство материала. Для выполнения своих творческих замыслов она легко пользовала различные способы декорирования: ангоб, поливы, подглазурные краски, люстры, рельеф. В её лучших произведениях, будь то гладкий глазурованный фаянс, расписные блюда или однотонные политые изделия, декорированные рельефом, органично сливаются национальные традиции и современность. Глубоко зная украинское и русское народное искусство, художница остаётся верна ему на протяжении всего своего творчества. Однако тонко чувствуя и понимая его своеобразие, она создавала вещи, умея передать в них национальный характер, не умоляя их современности и не превращая их в отголоски старых изделий.

   Очень важно, что творческие поиски художницы при создании выставочных произведений шли в одном русле с работой над массовой заводской продукцией, поэтому часто выставочный экспонат мог быть превращён в образец для тиражирования на производстве.

    С 1937 года Вера Григорьевна участвует во всесоюзных и зарубежных выставках.

    В 1961 году художницей созданы чайные приборы из красной глины с ангобной росписью, броши, вазы, сувениры.  Работы В.Г. Филянской экспонировались в Италии, Чехословакии, Болгарии, Канаде…

    В 1960году она награждается золотой медалью ВДНХ, в 1962 году – бронзовой, в 1965 году – серебряной.

    В 1966 году член Союза художников РСФСР Вера Григорьевна Филянская за трудовые успехи была награждена орденом Ленина.

    Но вернёмся к повествованию о самой Конаковской фабрике и других замечательных художниках и скульпторах, чьё творчество принесло фабрике известность во всём мире.

    Большую творческую работу проводила Е.М. Гуревич. Её скульптурные композиции «Дон Кихот и Санчо Пансо», «Восточная сказка» скульптура «Козленок» на брюссельской выставке заслужили серебряную медаль. Золотую медаль в Брюсселе получил созданный на заводе художницей М.А. Левиной Прибор для фруктов «Пламя». Бронзовой медалью награждена ваза «Москва» О.В. Малышевой. Интересные изделия вышли из-под кисти и стеки Н.А. Литвиненко, которая создала оригинальные специализированные наборы посуды. Основными оформителями посуды в 50-х годах были художники А.И. Хихеева, И.В. Васильев, И.Ф. Апостолов, пришедшие в конце периода «молодые» художники Г.Г. Вебер, В.П. Шинкаренко.

      Необычайной яркостью, чистотой и цветом, оригинальностью форм отличались работы О.П. Гагнидзе. Его вазы, набор посуды для фруктов, созданные в содружестве с художником Н.С. Гавриловым, сухарница «Солнце» и другие изделия  много лет  выпускались майоликовым цехом. Яркие работы вышли из-под стеки скульптора В.А. Сергеева, его озорной «Жирафёнок» в росписи Ф.Н. Крохиной выпускался более двадцати лет и известен он на весь мир. Художник Н.А. Коковихин разработал в этот период оригинальные рисунки для надглазурной печати, новые формы салатников, пивные наборы и многие  другие изделия. Разнообразные рисунки для живописи, печати, аэрографа  изготовили  талантливые художники, братья В.Г. Беляковы и их однофамилец  Е. Беляков.  Благодаря таланту и слаженному труду всего коллектива   изделия завода поражали своей оригинальностью, изысканностью,  красотой и показали всю яркость и привлекательность   фаянса и майолики.
    Конаковского фаянса шестидесятых продолжал совершенствоваться. Новые  работы молодых художников и «ветеранов» в первой половине 60-х годов  завоевали 2 золотые, 5 серебряных и 10 бронзовых медалей.  Очень известна фигурка «Мамонт»  художника Садикова, получившая награду на выставке в Праге.   
    Конаковский завод фаянсовых изделий в советское время, выпустил такое огромное количество  посуды, что если вы посмотрите на свою полку с посудой то наверняка найдёте  на чём-нибудь клеймо с веточкой и буквами ЗИК.

    В 1980-х годах завод отмечен золотыми медалями на ярмарках в Пловдиве (1984 год) и Брно (1986 год). В 1988 году объём производства составил 108 млн. штук, продукция завода известна почти в 50 странах. Свыше 600 работников награждены орденами и медалями СССР. В 1975 году  перед зданием установлен бюст М.И.Калинина. При заводе создаются детские учреждения, профилакторий, спортивный комплекс, Дворец культуры, пионерский лагерь.
  К 1991 году завод выпускал 100 миллионов изделий в год. Иными словами, каждая советская семья в среднем раз в год покупала что-нибудь из Конакова.    Увы, в 90-е начался спад производства, в 2001-м перестали платить зарплату, а в 2006 году завод был признан банкротом (хотя к этому времени на нем еще работали 1500 человек и продукция выпускалась). Сейчас земля и помещения проданы за копейки и медленно разрушаются.

   Легендарное предприятие, к большому сожалению,  прекратило своё существование, незадолго до своего двухсотлетия.

____________________________________________________________________________

При написании статьи использованы материалы с сайтов:

www.faience.konakovo.org
 

www.5fan.info 

www.newkomok.ru; 

www.romanovrussia.com

www.liveauctioneers.com

www.geneshapiro.com

www.1stdibs.com

www.kodner.com

www.rubylane.com

www.iconastas.co.uk<

www.k-faience.ru

Поделиться с друзьями