История русского фарфора. Кузнецовский фарфор. Продолжение истории фабрики в Твери - Конаковская фарфоровая фабрика( от революции 1917 года до Великой Отечественной войны).
После октябрьской революции 1917 года Кузнецовы лишились всех своих предприятий за исключением Рижского завода.
Декретом Совета народных комиссаров от 28 июня 1918 года Кузнецовская фабрика перешла государтву и получила наименование “Государственная фарфоро-фаянсовая фабрика”и вошла в состав Стеклофарфортреста. . Первым её директором стал Н.И. Тулупов. В том году на ней работало 1297 человек, выпускалась хозяйственная посуда, кроме того - изоляторы, предметы ухода за ранеными.
Однако за время неумелого нового управления, отсутствия опыта и возможности наладить производство фабрика пришла в удручающее состояние. Большие финансовые задолженности и застой производства негативно сказались на развитии, и путь восстановления был весьма сложным и мучительным. После двух первых пятилеток приоритетной задачей стало восстановление народного хозяйства.
8 сентября 1923 года Тверская фабрика была переименована в Тверскую фарфорово-фаянсовую фабрику имени М.С. Калинина в Кузнецове.
Остро ощущалась нехватка сырья, топлива и квалифицированных рабочих. Но спустя некоторое время дела стали налаживаться, сформировался постоянный коллектив художников, был утвержден новый ассортимент продукции, налажены поставки сырья.
Уровень 1913 года она достигает лишь в 1928 году.
Восстановив предприятие после разрухи, руководство принимает решение о полном изменении художественного оформления продукции, а так же о ликвидации большинства старых форм. Это не лучшим образом сказалось на качестве изделий, поскольку ассортимент резко сократился, изделия приобрели очень простые ординарные формы.
К 1926 году в селе Кузнецово проживало 4 тысячи человек. До 30 мая 1922 года Кузнецово входило в состав Селиховской волости Корчевского уезда. Затем все волости уезда были переданы в кимрский округ.
В 1929 году был объявлен конкурс на переименование посёлка. В результате конкурса было выбрано предложение работницы фабрики Марии Викуловны Илютиной: назвать посёлок в честь революционера Порфирия Петровича Конакова.
Порфирий был из семьи художника Кузнецовского фарфорового завода, которая вместе с другими трёхстами семьями преревезена из подмосковных Гуслиц и Гжели владельцем завода Матвеем Кузнецовым (уроженцем села Дулёво). Сам Конаков был одним из организаторов мятежа в Кронштадте в 1906 году и по приговору суда расстрелян.
26 февраля 1930 года УИК СССР постановил: “Рабочий посёлок Кузнецово и Кузнецовский район Кимрского округа Московской области переименовать: первый – в рабочий посёлок Конаково, а второй – в район Конаковский”.
С тех пор фабрика стала называться Конаковская фаянсовая фабрика имени М.И. Калинина, a c 1937 - Конаковский фаянсовый завод имени М.И. Калинина.
В 1937 году посёлок Постановлением ЦИК СССР от 2 марта 1937 года был переименован в город, так как город Корчева, центр Корчевского уезда, попадал в зону затопления Иваньковского водохранилища. Переселение основной части жителей Корчевы в Конаково увеличило число жителей в нём с 4,5 тысяч до 10 тысяч человек.
Далее начался выпуск новых образцов изделий.
Фрих-Хар Исидор Григорьевич
Фрих-Хар Исидор Григорьевич - скульптор, художник, фарфорист. Родился в Кутаиси 5 (17) апреля 1894 в семье мелкого предпринимателя. Мобилизованный в годы Первой мировой войны, был ранен под Брестом и отправлен на лечение в Самару. В 1918–1921 воевал на стороне красных на Волжском и Туркестанском фронтах. Сформировался как художник самостоятельно; уже в 1918, в Самаре, лепил глиняные фигурки. С 1921 жил под Москвой, в Томилино, затем в Москве.
Основатель и руководитель художественной лаборатории Фаянсового завода имени М.И.Калинина в Конаково (1934). Его ранние вещи рождались как вольные импровизации для друзей: «Поэт пустыни» (Узбек) (дерево, медь и другие материалы, 1921–1923, Третьяковская галерея).
Делая карьеру, исполнил немало достаточно скучных официозных вещей («Портрет С.Катаямы», одного из основоположников компартии Японии, дерево, 1925, Музей революции, Москва; «Отличница Галя», мрамор, 1949, Третьяковская галерея; «Е.Пугачёв на допросе», мрамор, 1954, Исторический музей, Москва; и др.).
Однако подлинный авторитет завоевал как мастер декоративной скульптуры, яркой и красочной, по-своему фольклёрной, представляющей как бы лукавую изнанку соцреализма («Я не мог позволить себе роскоши стать серьёзным художником», – заявил мастер к концу жизни). Органичней всего это нарочито «наивное» ар-деко воплотилось в керамической пластике, которой Фрих-Хар увлёкся с конца 1920-х годов.
Его произведения пользовались большой популярностью на выставках и хорошо расходились в тиражных копиях. Среди характерных образцов такого рода творчества (в фарфоре или фаянсе) – «антологические» для этой эпохи Птичница (1934), Грузинский шашлычник (1934; в нём почему-то видели аллегорический образ И.В.Сталина), многочисленные «голуби» (1937–1938), Карандаш (артист М.Н.Румянцев) (1945), Гармонист (1947)- большинство этих вещей представлено в Музее керамики при усадьбе Кусково.
Создал немало моделей для посуды, а также крупных объектов для украшения интерьеров (майоликовый фонтан Источник в бывшем Дворце культуры и науки в Варшаве, 1955). Обращался к различным материалам. Под впечатлением сенсационной выставки чешского стекла (1958) активно занялся в 1960-е годы и художественным стеклом, сотрудничая с заводом в Гусь-Хрустальном. Оставил живую и остроумную Повесть о жизни и творчестве (опубликованную в каталоге выставки 1994). Умер Фрих-Хар в Москве.
По рекомендации В. В. Куйбышева, И.Г. Фрих-Хар привёз на фабрику группу известных художников и скульпторов, которые начали творческий поиск путей замены старых моделей, и создавать систему новых изделий и рисунков для массового производства. В состав этой группы входили такие известные художники как В.А. Фаворский, С.Д. Лебедева, М.П. Холодная, И.М. Чайков, И.Л. Слоним, Г.И. Кепинов, А.Е. Зеленский и Ф.А. Бесперстова, П.М. Кожин, И.С. Ефимов. Большинство художников продолжало работать над скульптурой, но одновременно делали и сервизы, кружки, настенные декоративные тарелки, кувшины и другие изделия хозяйственного обихода.
Благодаря их творчеству Конаковский фаянс получил мировое признание на Всемирной Парижской выставке «Искусство и техника в современной жизни» в 1937 году, где предприятие было удостоено высшей награды Диплома «Гран-При». На выставке приняли участие 47 стран. Всего советский павильон собрал тогда 270 наград.
А сейчас хотелось бы обратить внимание на творческую жизнь ещё нескольких выдающихся мастеров-фарфористов, благодаря которым, как было сказано выше, изделия Конаковской фабрики получили признание во всём мире.
Кожин Павел Михайлович
Скульптор-анималист, работавший в различных керамических материалах, исполнял выставочные произведения и образцы для промышленного производства. Родился в деревне Быковка Нижегородской губернии (позднее – Марийская АССР). Первоначальное образование получил в местном сельском начальном училище, после революции 1917 года – в Нижегородской школе – коммуне, которую окончил в 1924 году. По воспоминаниям скульптора, он с детства любил рисовать и лепить из глины. Одновременно с обучением в школе П. М. Кожин состоял вольнослушателем Нижегородского художественного техникума. По совету художника Л. Овсянникова отправился в Москву, где поступил на работу учеником-печатником в Первую Образцовую типографию.
В 1926 – 1931 годах учился во ВХУТЕИНе на керамическом факультете, в период обучения был секретарём Учёного совета факультета, окончил его с квалификацией «художник – конструктор, керамист». Учился у И. М. Чайкова, И. С. Ефимова, В. Е. Татлина, живописи у А. В. Куприна, П. В. Кузнецова, находился под влиянием искусства В. А. Фаворского. Проходил производственную практику в первой художественно – керамической лаборатории, существовавшей при музее керамики в Москве (в настоящее время – ГМК «Кусково»). Здесь обучались М. П. Холодная, Н. М. Миклашевская*.
В 1931 году входил в состав бригады художников (В. Васильев, Е. И. Трипольская, А. Б. Траскунов), командированных ВХУТЕИНом на Дмитровский фарфоровый завод для создания образцов росписей чайной посуды*. В 1932 – 1933 гг. работал заведующим лабораторией Института кустарной промышленности, в этот период им были выполнены работы в цветном стекле (табакерки «Горный баран» и «Всадник», 1932 г.). В 1929-1938 гг. художник еще не был связан с постоянной работой на каком-либо заводе, он пробовал свои силы в разнообразных жанрах, много экспериментировал с материалом. В это время созданы скульптуры "Частушки" (1929 г.), "Беременная" (1930 г.), дружеские шаржи на академика Грабаря и искусствоведа Морозова (1933 г., фаянс), юмористическая фигура «Старик со старухой» по мотивам сказки А.С.Пушкина (1933 г.). С середины 1930-х годов художник сосредотачивает своё внимание на анималистической теме. В это время появляются "Лиса и орёл" (1933 г.), "Орёл и змея" (1934 г.), "Лань и борзая" (1934 г.) и другие. С конца 1920 – х годов. П. М. Кожин работал на Конаковском фаянсовом заводе, где выполнял выставочные произведения, давал образцы для массового производства.
В 1927 - 1928 гг., будучи ещё студентом, П. М. Кожин создал в Конаково скульптуру из серии "Марийцы", кувшин "Лиса и виноград", основание для лампы "Индустрия", серию тарелок с ручной росписью "Знойное лето", "Море", "Ущелье" др., в 1935 - 1937 гг. - серию анималистических скульптур - Соболек", "Куница", "Волк", "Лиса", "Выдра с рыбкой" и др., а также вазу "Горные бараны" и кувшин "Восточный дворик". В 1930 – е гг. выполнял ряд работ на заводе «Всекохудожник»*
С 1938 года творчество П. М. Кожина связано с Дулёвским фарфоровым заводом. В конце 1930 – х годов он выполняет в фарфоре скульптуры "Лесоруб", "Продавец сосисок", "Милиционер", "Поп и Балда". В Дулёво выполнены многочисленные скульптуры рыб и птиц (карпы, стерляди, окуни, фазаны). В 1950 – е годы. - фигуры «Речной окунь» (1954 г.), «Ворон» (1954 г.), «Тукан» (1956 г.).
Перейдя в 1938 году на Дулёвский завод и, начав работать над фарфоровой скульптурой, П. М. Кожин не порывал, однако, связей с Конаковским фаянсовым заводом и многие свои работы выполнял для фаянса. Прежде всего, это были его анималистические скульптуры, которые выполнялись обычно в технике потечных цветных глазурей и выпускались заводом как майолики. В том числе, "Фазан" (1951 г.), " Молодой глухарь" (1950 г.), "Старый тетерев" (1951 г.), "Куропатка" (1951 г.), "Горностай" (1951 г.), «Речной окунь» и многие другие. Многие произведения П. М. Кожина тиражировались на Конаковском фаянсовом заводе.
Созданию скульптур предшествовали рисунки с натуры, в материале фигура компоновалась вместе с окружением морского или речного дна: ракушками, водорослями, камнями. В ранних работах акцент делался на видах рыб (вуалехвост, сом, стерлядь), контурах тела. В поздних работах автор больше внимания уделял деталям. Кроме того, П. М. Кожин работал в историческом, литературном и фольклорном жанре ("Царевна-лягушка", "Сказка о глупом мышонке", "Иванушка в полёте", "Хозяйка Медной горы», "Баян"). В 1950 году совместно с А.Д. Бржезицкой и Н.А. Малышевой он выполнил многофигурную композицию "Международный фестиваль молодёжи в Будапеште".
Работал в монументальной скульптуре (скульптурный фонтан «Лань с тиграми» для московского ресторана «Арагви», 1930 – е гг.). В 1950 – е годы выполнил ряд произведений на Рижском фарфоро – фаянсовом заводе («Морской конек», 1954 г.).
С 1962 года преподавал в МВХПУ.
С 1930 года П. М. Кожин участвовал в многочисленных выставках, в том числе,
- во Всемирной Парижской выставке (1937 г. - удостоен золотой медали за фаянсовые фигуры, исполненные в 1936 году, - «Волк», «Куница», «Соболёк», «Выпь»);
- в Выставке художественной промышленности в Копенгагене (1954 г.);
- Всемирной выставке в Брюсселе (1958 г. – получил серебряную медаль);
- в советских промышленных выставках за рубежом (1950-е гг.);
- во Всесоюзных художественных выставках (г. Москва, 1946, 1947, 1950, 1952, 1954, 1955 гг.);
- в Выставке «Индустрия социализма» (г. Москва, 1939 г.);
- в Выставке лучших произведений советского изобразительного искусства (г. Москва, 1940 г.);
- в Выставке фарфора в ГРМ (г. Ленинград, 1948 г.); и многих других.
Умер в 1975 году в Москве. Произведения хранятся в ГТГ, ГМК «Кусково», ВМДПНИ, Музее Конаковского и Дулёвского фарфорового заводов.
Холодная Мария Петровна
Родилась 24 сентября 1903 года в Киеве в семье директора коммерческого училища П.И.Холодного. В школе он преподавал физику, а дома занимался живописью. Любовь к искусству привилась и детям. Все рано начали рисовать, а Мария Холодная увлеклась керамикой. У бабушки М.П. Холодной была коллекция фаянсовой и фарфоровой посуды кузнецовских заводов, и будущий скульптор часами возилась с нею, рассматривая роспись и форму вещей. Позднее она вспоминала, что особое впечатление на неё произвела стоящая на столе отца фарфоровая пепельница, которая «изображала собой лукошко, на край которого положена дощечка, а на дощечке сидят два тряпичные куклы – одна розовая, другая – голубая. Маленькая девочка в деревенской рубашонке стоит на коленях и играет этими куклами; она босая, у неё такие прелестные ножки, распущенные волосы легли по плечам…Я могла бесконечно долго, взобравшись на стул, любоваться этой пепельницей….». М.П. Холодная считала эту вещь образцом массовой продукции, на которую нужно было бы ориентироваться при производстве фарфора и фаянса в советское время.
В 1919 году М.П. Холодная окончила коммерческое училище и в 1921 (по другим данным – в 1922) году поступила в Киевский художественный институт, сначала на монументальное отделение живописного факультета, затем – на скульптурный факультет. Училась у Б.М. Кратко. Считала также своим учителем М.И. Гельмана. Одновременно с учёбой работала в художественно-производственной керамической мастерской в Межигорье. Для Внешторга выпускала сосуды, игрушки и куманцы с национальными украинскими орнаментами.
В 1928 г. М.П. Холодная окончила институт и переехала в Москву. В 1930 г. она несколько месяцев работала в керамической мастерской при Государственном музее фарфора. В 1932 – вышла замуж за скульптора И.Фрих-Хара, который предложил ей работать в организуемой им художественной лаборатории на Конаковском фаянсовом заводе. Она была зачислена в штат в 1934 году и работала здесь до 1957 года (с перерывом в 1941 – 1948 гг.). В 1930-е годы ей и В.Бесперстовой поручили наблюдение за качеством выпускаемых изделий, за соответствие их эталонам.
Произведений довоенного периода сохранилось немного. Ранние работы М.П. Холодной – это образы жещин-работниц: телятницы - «Телятница» (майолика,1934, Конаково); жницы – «Женщина со снопом» ( фаянс, до 1937, хранится в Тверской областной картинной галерее); девушки с утюгом – «Девушка с утюгом» (фарфор,1934, Конаково); прачки и др. Фигуры грубоваты, устойчивы, монументальны. Определённой влияние на М.П. Холодную в это время оказало творчество С.Лебедевой и В.Мухиной.
С 1948 года М.П. Холодная работает на Конаковском фарфоровом заводе в качестве художника-скульптора.
В 1940-1950-е гг. она отошла от производственной темы и увлеклась сюжетами из жизни детей. В это время созданы скульптуры «Вышивальщица» (фаянс,1945, Конаково, Саратовский художественный музей им. АН. Радищева), «Мальчик с овощами» (фаянс, 1949), «Снежная баба» (фаянс, 1949), «Киргизские дети. Подарки фронту» (фаянс, 1947), «Таня», горельеф «Урок музыки» (фаянс, 1947), рельеф-триптих «Жмурки» (фаянс, 1950-е). Для скульптур этого времени характерны миловидность лиц, непосредственность поз и движений детей.
В 1955 году она создала скульптуру «Ветерок» («Сидящая девушка»; майолика, 1955, Конаково, экземпляры хранятся в Государственном музее керамики «Кусково» и в Тверской областной картинной галерее), которая была удостоена бронзовой медали в Брюсселе в 1958 году.
После 1957 года скульптор выполняла на Конаковском фаянсовом заводе свои выставочные произведения. Много произведения М.П. Холодной вышли на заводе большими тиражами, в том числе, и после её ухода с работы.
С конца 1950-х гг. М.П. Холодная стала работать в грубой керамике, терракоте, майолике. Она создавала портретные фигуры, этюды натурщиц, камерные декоративные рельефы и панно, не предназначенные для производства: «Сидящие мальчики» (терракота,1957), «Сидящая девочка» (терракота, 1959), «Лето» (терракота, 1961), маленькие цветочницы («Вазочка настенная» (терракота, 1962)) и др.
М.П. Холодная работала также на скульптурной фабрике № 1 в Потылихе и Гжельском керамическом заводе.
Основной областью своей работы она считала скульптуру малых форм. В 1980-е гг. негативно относилась к массовому тиражированию своих произведений.
Постоянно становилась участницей отечественных и зарубежных выставок (с 1928 года):
1937 – Выставка московских скульпторов. Представляет произведение «Девушка с утюгом» (фарфор, 1934).
Неоднократно принимала участие во Всесоюзной Художественной выставке: в 1946 году; в 1947 – с работами «Дети колхоза. Чтение газеты» (фаянс, 1947, Конаково, экземпляр хранится в ГТГ) и «Дети колхоза. Посадка деревьев» (фаянс,1947, Конаково, ГТГ); в 1949 – с композицией «Комсомолка, ударница фарфорового завода, Надя Круглова» (фарфор, 1949) и барельефом «Пионерская песня» (майолика, 1949, Конаково); в 1958 году, посвящённой 40 лет ВЛКСМ», с работой «Комсомолка Надя Круглова» (фарфор, 1949).
1941 – Выставка лучших произведений советских художников (Москва).
1948 – Международная женская выставка «женщина, её жизнь и стремления» (Париж). Представляет работы «Дети колхоза. Чтение газеты» (фаянс,1947, Конаково) и «Дети колхоза. Посадка деревьев» (фаянс,1947, Конаково);
1949 – Выставка живописи, скульптуры, графики, декоративного и прикладного искусства, посвящённая международному женскому дню (Москва).
1949-50 – Выставка живописи, скульптуры, политической сатиры и графики (Москва).
1952 – Республиканская выставка народно-прикладного искусства и художественной промышленности РСФСР (Москва); Выставка произведений женщин-художниц к международному женскому дню (Москва); Выставка произведений московских скульпторов.
В 1953 году была организована первая персональная выставка М.П. Холодной (совместно с С.В. Ильинской). Она экспонировала около 50 своих произведений.
1953 – Выставка произведений московских скульпторов МССХ. Представляет работу «Школьница с газетой» (фаянс, 1953, Конаково); конфетницы «Киргизка» («Киргизская девушка с коврами», фаянс,1953, Конаково) и «Украинка с ковром» (фаянс, 1953, Конаково); «Девочка-узбечка с ковром» (фаянс, 1952, Гжельский керамический завод).
1954 – Выставка народно-прикладного искусства и художественной промышленности РСФСР в Финляндии (Хельсинки).
1955 – Выставка декоративных искусств Московского отделения Союза советских художников (Москва). Представила работы «Киргизка с ковром» (фаянс, 1953, Конаково), «Украинка с ковром» (фаянс, 1953, Конаково); «Ветерок» (майолика, 1955, Конаково); «Фигура женщины» («Оксана», фаянс, 1954, Конаково, Государственный музей керамики «Кусково).
1956 – Выставка народно-прикладного и декоративных искусств РСФСР (Москва). Экспонирует произведения «Друзья птиц» (фаянс,1954); «Ветерок» (майолика,1955, Конаково); «Девочка с кошкой» (фаянс, 1955, Конаково; экземпляры хранятся в «Кусково» и в Тверской областной картинной галерее)
1957 – Выставка прикладного искусства к I Всесоюзному съезду советских художников. Снова представляет работу «Друзья птиц» (фаянс,1954) ;«Ветерок» (майолика,1955, Конаково); «Фигура женщины» («Оксана», фаянс, 1954, Конаково); «Девочка с кошкой» (фаянс, 1955, Конаково).
Выставка скульптуры (Москва);
Выставка «Москва социалистическая в произведения московских художников».
Принимает участие в передвижной выставке произведений советских художников, созданных в 1955 – 57 гг.
1958 – Выставка произведений женщин-художниц (Москва); Участвует в выставке прикладного искусства и художественной промышленности РСФСР в Москве с композицией «Узбечки-ковровщицы» (майолика,1954) ,а также в Руднёво (Венгерская народная республика).
1958- Международная художественно-промышленная выставка «50 лет современного искусства» (Брюссель). Представляет работу «Ветерок» (майолика,1955).
1961 – Выставка «Искусство и быт».
И в других многочисленных выставках.
Среди её работ также: вазочки (майолика, 1934-36, Конаково); блюдо «Петух» (фаянс, 1938); ваза для цветов (зелёная) (фаянс,1938); блюдо «Рыба» (фаянс, 1938); кувшин для воды (фаянс, 1939); «Комсомолка Надя Круглова, ударница Государственного фаянсового завода им. М.И. Калинина» (фаянс, 1943, Конаково, ГТГ); шкатулка «Царевна-лягушка» (майолика, 1948, Конаково); «Комсомолка фаянсового завода» (фаянс, 1949); «Девочка с лейкой» (майолика, 1949, Конаково); «Пионерка» (фаянс, 1951, Конаково, Тверская областная картинная галерея); «Машенька» (майолика, 1952, Конаково, Тверская областная картинная галерея); конфетница «Узбечка» («Узбечка с ковром», фаянс, 1953, Конаково); «Наливное яблочко» (майолика, 1954); «мальчик со снежком» (фаянс, 1954, Конаково); «Царевна-лягушка» (майолика, 1957); «На пришкольной площадке» (фаянс, 1959); «Мальчик Слава» (терракота, 1959); «Женский портрет» (терракота, 1959); ваза для цветов (жёлтая) (фаянс, 1960); чайная пара (фаянс, 1960); «Девушка с цветами» (шамотная масса, 1962); «Девушка» (терракота, 1962); «Мальчик с юлой» (терракота, 1970); «Лето» (керамика, 1975); «Скульптор И.Г. Фрих-Хар» (терракота, 1975); «Пионерская правда» (Конаково); «Девочка с ёлочкой» (для массового производства); «Киргизка с валенками» (Конаково); «Кореянка с голубем» (Конаково);
Произведения М.П. Холодной гранятся в ГТГ, в Государственном музее керамики «Кусково» (Москва), Тверской областной картинной галерее, музее Конаковского фаянсового завода, Омском областном художественном музее и других.
___________________________________________________________________________________________
При написании статьи использовались материалы и фото с сайтов:
www.v-solonbekov.livejournal.com;
www.konakovoregion.ru;
www.faience.konakovo.org;
www.valuh.livejournal.com;
www.azubenko.blogspot.com;
www.sov-art.net.ru;
www:be-inart.com/post/view/660
Бубнова Е. Конаковский фаянс. - М.: Изобразительное искусство,1978. -232 с.
Материалы газеты «Заводская жизнь»
Использованы материалы из книги И. С. Насоновой и С. М. Насонова«Каталог. Советский фарфор».