Подпишитесь на обновления

 
Хотите знать больше о чайном мире?
Подпишитесь

Всё о сахаре

Фарфоровый завод Гарднера

    Начало изготовления фарфора в России связано с Императорским заводом, основанным в Петербурге в 1744 году. Находясь в системе Придворного ведомства, петербургская мануфактура производила фарфор по заказу царского двора.

   Поэтому даже знатные вельможи заказывали посуду и декоративный фарфор на Майсенской мануфактуре.   

Должно было пройти два десятилетия, прежде чем в России появился первый частный завод, продукция которого шла на продажу. Основателем завода стал обрусевший англичанин, банкир Франц Яковлевич Гарднер.

   Фабрика Гарднера была основана в 1754 году в посёлке Вербилки, находящемся недалеко от Москвы (дата официального открытия - 1766). 

   Сырьём для изделий являлась глуховская глина, добываемая на Черниговщине, также использовалась глина из гжельского района.  В начале Гарднер экспериментировал и фабрика выпускала лишь пробные изделия в небольшом объёме, затем выпускала посуду похожую на изделия фабрики Гребенщикова, но уже вскоре ассортимент фабрики начал стремительно расширяться.

    Англичанин Фрэнсис Джейкоб Гарднер (в России – Франц Яковлевич) – похоже, вполне авантюрное дитя авантюрного XVIII века. Что его побудило отправиться в Россию – причем не в надежде на госслужбу, как многие прочие, а с намерением создать там фарфоровую мануфактуру – можно только гадать.

    Немного исторического контекста: свой фарфор для Европы в то время – ещё новость. Секрет китайского производства разгадан совсем недавно. Лишь в начале XVIII столетия создан завод в Мейсене (где секрет производства тщательно оберегают от конкурентов). Своего опыта у Гарднера - никакого.

    Нередко встречаются утверждения, что гарднеровский завод был первым частным фарфоровым предприятием в России. Это вряд ли корректно. В середине XVIII столетия, вслед за успешным стартом Императорского фарфорового завода, аналогичные мануфактуры пытаются создать многие. До Гарднера несколько русских купцов тщетно пытались наладить производство фарфора. Часто имея немалые материальные средства, потерпевшие неудачу купцы не находили мастеров, владеющих секретами фарфорового производства, или же не доводили начатое дело до конца. 

   Гарднер же, похоже, догадался переманить с Императорского завода одного из специалистов по составу разработанной там фарфоровой массы. Что же до стилистики, то сначала в основе её был всё тот же Мейсен (в свою очередь на раннем этапе имитирующий Китай).

   До сих пор не обнаружены документы, определённо подтверждающие имя специалиста, помогавшего Гарднеру в его фарфоровом деле. Косвенные материалы указывают на "арканиста" (владеющий тайной) И.Г.Миллера. Сам предприниматель приложил огромные усилия, постигая специфику фарфорового производства.  Гарднер объездил множество районов Российской империи в поисках наиболее качественного сырья - каолина и кварца - главных компонентов фарфорового рецепта.

    Ниже Вы имеете возможность посмотреть изделия, которые выпускали на фабрике Ф.Гарднера.

 

Декоративная тарелка "Дебри"
Декоративная Тарелка " Маскарад"
Декоративная тарелка "Октябрь"
Декоративная Тарелка "Псовая охота"
Декоративная Тарелка из серии "В театре"
Тарелка с прорезным бортом и изображением пышного цветочного букета. Завод Гарднера, Вербилки. 1780-е годы
Чайная пара, завод Гарднера 1770 - 1780 годы
Тарелка, завод Гарднера 1800 - 1820 годы
Декоративная тарелка "Пионы"
Тарелка в виде виноградного листа. завод Гарднера, 1780 - 1785 годы
Чайник. Завод Гарднера в Вербилках, 1813 - 1820 годы
Чашка с блюдцем фарфор Гарднера 1820-1840 годы
Блюдо из орденского сервиза с изображением ордена Александра Невского. Фарфор завода Гарднера, 1780 год
Сахарница от ординарного сервиза. Завод Гарднера, 1800 - 1825 годы
Шкатулка. Фарфор деколь с подрисовкой. Фабрика Гарднера
Блюдце фабрики Гарднера
Икорница фарфоровая фабрики Гарднера 1860-1890 годы
Декоративная тарелка "Троице-Сергеева Лавра"

 

     24 февраля 1766 года Гарднер получает разрешение Мануфактур-коллегии "завести фарфоровую фабрику". С этой даты начинается история первого в России частного фарфорового завода, сыгравшего выдающуюся роль в развитии отечественной фарфоровой промышленности. Завод был построен в небольшом селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии. Уже в XVIII столетии по качеству выпускаемой продукции и её художественному уровню гарднеровский фарфор мог конкурировать с императорским. В следующем столетии, когда в России появится сеть частных фарфоровых заводов, „гарднер“ становится объектом для подражания. Сам предприниматель начинал с изучения лучших заводов Европы, для чего неоднократно посылал своего старшего сына Франца в западные страны, откуда привозились немецкие и французские образцы.    

    Коммерческие соображения подвигали владельца завода на копирование уже апробированных европейским потребительским рынком образцов. Для этого было необходимо иметь не только хорошо устроенное производство и качественные материалы. Нужны были мастера-исполнители, способные на должном уровне скопировать эталон. Документы свидетельствуют, что уже в 1770-е годы на заводе было „множество русских учеников, коих тамошние дворяне отдают туда без платы. Подготовкой живописцев занимался приглашённый в первой половине 1770-х годов немец И.Кестнер. Ему же, ведущему художнику завода, поручались наиболее ответственные заказы. В коллекции Русского музея хранится самая известная подписанная автором работа - небольшой, состоящий из пяти предметов сервиз 1775 года. Роспись его посвящена победе России в первой турецкой войне 1768-1774 годов. Это камерное произведение, естественно, не может идти в сравнение с многопредметными программными ансамблями Императорского завода. Однако гарднеровский сервиз оказался первым отечественным произведением из фарфора, в росписи которого нашла отражение „серьёзная“ политическая тема. Кестнеру традиционно атрибутируют роспись ещё на одном уникальном сервизе с монограммой EW. Форма предметов, пластический и живописный декор тяготеют к французскому рококо, оказавшему влияние на многие фарфоровые мануфактуры XVIII века. В росписи использованы преимущественно пурпурная краска и золото, деликатно оттеняющее красоту пурпура. В артистичном и лёгком рисунке угадывается рука незаурядного мастера, свободно владеющего техникой живописи на фарфоре.
      К французским аналогам восходят и так называемые рюмочные передачи - сосуды для охлаждения бокалов. Дорогие экземпляры декорировались галантными сценами в духе Ф.Буше, а изгибы фестонов подчеркивались золотыми отводками. Рококо продержалось в гарднеровском фарфоре на протяжении всей второй половины XVIII века, согласуясь со стилистикой наступающего классицизма.
      Важнейшим направлением в работе завода был выпуск повседневного фарфора. Столовые и чайные сервизы, суповые чаши, миски разных фасонов, блюда, тарелки, кувшины, чайники, десертные корзины, многочисленные предметы сервировки стола украшались букетами цветов, которые писались мастеровито и вдохновенно, рождая ощущение полноты и радости жизни.
     К середине 1770-х годов достижения завода были настолько очевидны, что привлекли внимание Императорского двора. Возможно, не последнюю роль в этом сыграл поднесённый Екатерине II кестнеровский сервиз с аллегориями на победу в турецкой войне.

     В 1777 году Гарднер получает от управляющего Кабинетом заказ на три огромных орденских сервиза - орденов Георгия Победоносца, Андрея Первозванного, Александра Невского и несколько позже - святого князя Владимира. В составе каждого было от нескольких сотен до полутора тысяч предметов, разнообразных по функциональному назначению, размерам и формам. Следует заметить, что работы по созданию дворцовых сервизов подобного масштаба Императорский завод начнёт только с 1780-х годов. Гарднер блестяще справился с заказом, выдержав все оговоренные сроки по поставке сервизов ко двору.  Принесли ли они Гарднеру большие деньги – это нам не известно. Но он в  любом случае выиграл больше: роль поставщика двора была для публики своеобразным «знаком качества». На протяжении почти ста пятидесяти лет орденские сервизы ежегодно включались в церемонию праздничных трапез, проводимых при дворе в честь самых почитаемых российских орденов.

  В том же году Гарднер получает право ставить на своих изделиях московский герб. Фабрика начинает производство элитных именных сервизов для богатых семей.

    При том, что ориентировался фабрикант не только на великосветские круги, но и на широкий рынок – зажиточных горожан, мелкопоместное дворянство. Поэтому возникала и мелкая пластика, и упрощенные формы посуды (что, кстати, удачно совпало с приближающейся ампирно-классической тенденцией), было также налажено массовое производство сравнительно недорогой фарфоровой посуды, которая была дешевле произведений саксонских конкурентов и быстро завоевала успех на рынке России. В это же время начинается выпуск знаменитых гарднеровских статуэток.  К 1780 году на фабрике работало более 150 человек. И верная маркетинговая стратегия – продавать не только большие сервизы, изготовленные под заказ, но и готовую продукцию, в том числе отдельные предметы или «чайные пары» - то есть чашку с блюдцем.

   С окончанием работы над орденскими сервизами контакты с русским двором не прерываются. В 1782 году по указу Екатерины II архитектор Ч.Камерон начинает строительство дворца в Павловске - загородной резиденции наследника престола Павла Петровича. Для воздвигаемого ансамбля в Павловске требовалась мебель, светильники, декоративные вазы, серебряная и фарфоровая посуда. Все это заказывалось на лучших российских и западноевропейских мануфактурах. Гарднеру поручили изготовить „Собственный“ столово-десертный сервиз. Архитектура дворца, его парковое месторасположение определили камерно-интимную ноту сервиза, цветовое решение.

     В росписи, построенной по законам классицизма, преобладает зелёно-бирюзовый цвет, на фоне которого в овальных медальонах помещена монограмма РМ - начальные буквы имен Павла Петровича и Марии Федоровны - и розово-пурпурные ленты, переплетённые с растительными гирляндами.
    Крупные придворные заказы повышали авторитет завода, привлекали состоятельных заказчиков. В 1782-1785 годах завод работал над двумя многопредметными сервизами для московского губернатора графа 3.Г.Чернышёва и князя И.А.Безбородко - младшего брата государственного канцлера, известного дипломата екатерининского правления А.А.Безбородко.

   Фарфоровая чашка в начале XIX века служила "сувениром чувств", а также дорогим, часто парадным подарком, сделанным в знак почтения или из чести. "Именные" чашки составляли самую обширную часть фарфора, исполнявшегося по индивидуальным заказам. Со временем подарочный фарфор обрёл общественное содержание, становясь носителем исторических фактов, что особенно проявилось в сувенирах эпохи наполеоновских походов. Эти предметы овеяны духом славы Отечества и напоминают о причастности к ней самого владельца. Таковы, прежде всего, чашки с портретами. С эпохи 1812 года берёт начало культ отечественных святынь, образов героев Отечества.

   В фарфоре создается пантеон знаменитых личностей. На фарфоре портреты царей и полководцев писались по образцам многочисленных серий или отдельных листов портретных гравюр, включая даже примитивные, лубочного типа издания. Фарфор с портретом в частном быту был исключительной редкостью, со временем в связи с такой вещью возникала легенда о личном подарке от изображенного лица. Подобные истории неправдоподобны: сувениры войны с портретами Александра I, героев и полководцев заказывались и приобретались начиная с 1814 года и позже, уже после смерти многих из изображенных лиц. Сюжеты русского фарфора I трети XIX века включали в себя наполеоновские походы, войну 1812 года и современную моду.

    Самую обширную часть фарфора, исполняемого по индивидуальным заказам, составляли „именные“ чашки. Включённые в их декоративную роспись родовые гербы, княжеские, графские и дворянские короны, монограммы, которые нередко сопровождались надписями, раскрывающими имя владельца, дают представление о социальной среде, в которой бытовал гарднеровский фарфор.

     Выбор материалов, степень сложности декоративной росписи и определение живописца, которому поручалась работа, во многом зависели от финансовых возможностей заказчика. Самые скромные именные чашки расписывались довольно традиционно и, в какой-то мере, стандартно. Монограмма под короной или венком окружалась двумя пурпурными ветками, скреплёнными внизу лентой.

      Наряду с уникальным фарфором завод Гарднера выпускал и массовую продукцию, отличавшуюся большим вкусом в декоративном оформлении и качеством фарфора. Серии скульптур - народных образов завода Гарднера широко известны. Самая значительная серия фигур, изображавшая разносчиков и ремесленников.

   В 1817 году начинает выпускаться знаменитая серия фигурок горожан «Волшебный фонарь».  В 1820-х годах выпускается серия миниатюрных статуэток высотой до 5 см, выполненных с большим изяществом, по мотивам гравюр «Волшебного фонаря» - книги «Волшебный фонарь, или Зрелище расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображённых в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию», изданной в Петербурге в 1817 году. 

Ниже приведены фотографии статуэток фабрики Гарднера.

Следующая серия была выпущена в 1830 году. Вторая серия отличается от первой формой постамента: в первой серии постаменты (плинты) были простыми, во второй серии использовались фигурные (рокайльные) плинты. В скульптурах серии "Волшебный фонарь" зачастую сохранялись многословные детали гравюр. Согласно графическому оригиналу в статуэтках нередко сохранялись многословные детали, казалось бы противоречащие специфике скульптуры - множество кувшинов на коромысле молочницы, обилие мелких вещей у старьевщицы, чайники в руках продавцов сбитня. Все эти подробности умело подчинялись законам декоративного жанра. Декоративную выразительность гарднеровских фигурок во многом определяла их роспись. Часто использовались синяя и зелёная краски. Ими расписывались сарафаны, мундиры, армяки без какой-либо попытки передать „натуральность“ ткани. Золотом выделялись иногда детали одежды или какой-либо предмет. Золото вносило необходимую ноту условности и оттеняло декоративное звучание основного цвета. Пропорции фарфоровых фигурок подчинены эстетике высокого классицизма. Они более вытянуты и стройнее, чем их графические прототипы. Фигурки из „Волшебного фонаря“ имели большой отклик у современников. 

    Завод Гарднера копировал национальные сюжеты и образы пластики ИФЗ: "Дети на коньках" ("Аллегория зимы"), "Водоноска" ("Девушка с коромыслом") по модели С.С.Пименова. Водоноску тиражировали в двух размерах и цветовых вариантах в синем и темно-красном сарафане, уподобленном античному хитону. Этот образ стал эталоном для гарднеровских мастеров при создании многочисленных фигурок крестьянских девушек. От модели ИФЗ сохранились постановка фигуры и классические складки сарафана, при этом менялись наклон головы и положение рук, вместо коромысла вводились другие "крестьянские" атрибуты.В дальнейшем выпускались скульптуры, изображавшие крестьянский быт. Более поздние работы сделаны из раскрашенного бисквита с реалистичной росписью. С 1820-х гг. на заводе Гарднера выпускались фигурки «Франтов» и «Франтих», одетых по моде соответствующего времени.

     Многое, что выходило из скульптурной мастерской завода, подхватывалось маленькими крестьянскими фабриками подмосковной Гжели. Но и на заводе Гарднера по-прежнему сохранялась практика копирования образцов других мануфактур.

    Теперь поворот был сделан в сторону национальных сюжетов и образов. Объектом копирования становится пластика Императорского завода: „Дети на коньках“ („Аллегория зимы“) и знаменитая „Водоноска“ („Девушка с коромыслом“), созданная по модели профессора Академии художеств главного модельмейстера завода С.С.Пименова. Водоноску, облачённую в уподобленный античному хитону сарафан, тиражировали в двух размерах и цветовых вариантах - в синем и тёмно-красном сарафане. Возвышенный образ русской крестьянки, созвучный персонажам Венецианова, стал для гарднеровских мастеров эталоном при создании многочисленных фигурок крестьянских девушек. От модели Императорского завода сохранились постановка фигуры и классические складки сарафана. При этом менялись наклон головы и положение рук, вместо коромысла вводились другие „крестьянские“ атрибуты.

    Особенно ценятся любителями старинного фарфора статуэтки  «Старого Гарднера», выполненные до середины XIX века. Статуэтки «Старого Гарднера»,  покрытые глазурью, в настоящее время встречаются крайне редко и в несколько раз превышают стоимость мейсенского фарфора этого периода.

     В росписи сервизов начинает проявляться фирменный цветочный стиль.

     В одном из первых посланных на Мануфактур-коллегию отчётов, в котором сообщалось о положении дел на заводе, в перечне вырабатываемых изделий числятся фарфоровые фигуры. Как известно, выпуском фарфоровых „кукол“ завод занимался на протяжении всей своей деятельности. Гарднеровские скульпторы начинали с копирования моделей немецких заводов. Некоторые русские реплики оказались очень близкими к первоисточникам (как, например, композиция „Охота на кабана“). Многие оригиналы подвергались „корректировке“. В наиболее популярных и ценимых русскими покупателями моделях менялись различные атрибуты, отчего иноземный образ становился ближе и понятнее. Например, в известную статуэтку „Девушка с цветком“ со временем был привнесён туес (или корзинка), наполненный ягодами или грибами. Гарднер очень быстро реагировал на всё новое и актуальное, что, безусловно, сопутствовало успеху его продукции.

     В 1780-е годы в моду стали входить фигурные сосуды (традиция, уходящая во времена Древнего мира). Гарднер предпринимает выпуск кружек в форме голов турка и турчанки. В них оригинальным образом переплелись и актуальная для страны турецкая тема (победы в русско-турецких войнах) и модная тенденция. К группе фигурных сосудов относятся и так называемые тоби. Тоби - пивные кружки в виде стоящих или сидящих джентльменов - изобретение английских керамистов. Гарднер выпускал их довольно большими партиями в 1780— 1830-х годах.

   Гарднеровские мастера владели самыми различными приемами декорировки фарфора. Помимо подглазурной и надглазурной росписи использовалась техника печати, цветные люстры, пластический декор в виде рельефных композиций. в середине века появилось золочение по мастичному узору. Тематика росписей была необычайно широка.

   Большое распространение получил портрет. Изображались знаменитые современники - герои Отечественной войны 1812 года, - дети, известные красавицы, типажные портреты из различных книжных и журнальных изданий, журналов мод.

   Значительное место занимали пейзаж и архитектурные виды городов (Петербурга, Москвы, Парижа). Их изображения составляли серии декоративных тарелок и сувенирных чашек. На фарфор копировались также произведения старых мастеров. Выпускался фарфор с военными сюжетами. В отличие от "военных" тарелок ИФЗ, роспись которых исполнялась по иллюстрированным изданиям, посвященным обмундированию российской армии, гарднеровские композиции восходят к гравюрам с рисунков французских художников, работавших в России в конце XVIII - начале XIX вв. и запечатлевших представителей казачьих войск с натуры.

    Работа заводских ваятелей не замыкалась на производстве собственно статуэток или подобных тоби фигурных сосудов. Давно подмечено, что особое очарование гарднеровскому фарфору придают пластические детали - навершия крышек, фигурные подставки сосудов и тому подобное, к примеру, полураспустившийся бутон и белочка с орехом на креманках сервиза ордена св.Георгия Победоносца, урна со стекающей водой на крышке чайника, лепные кольца - венки на ажурных корзинах или букрании и лавровые гирлянды на стенке десертной чаши.

    Но, как нередко бывает, уход энергичного – и многолетнего - лидера ввергает предприятие в кризис. Так получилось в начале XIX столетия, когда вскоре после смерти Франца Гарднера в 1796 году, из жизни ушёл и его сын- Франц Францевич, которому предприятие перешло по наследству, а в дальнейшем заведовать фабрикой пришлось вдове последнего - Сарре Александровне    Именно гарднеровская фабрика нередко оказывалась законодательницей мод в стилистике произведений. Тут, в частности, в период наполеоновских войн активно вводили в производство военную тематику – и портретные, и сюжетные работы.

  К концу 18 века художники фабрики отходят от копирования и подражания европейскому фарфору и начинают вырабатывать свой собственный, оригинальный гарднеровский стиль.

    В начале XIX века для гарднеровской пластики наступает качественно новый этап. События Отечественной войны 1812 года вызвали в стране рост национального самосознания и связанный с ним повышенный интерес к жизни простых соотечественников. Эта тенденция, как известно, отразилась на всех видах искусства. Основным источником для создания фарфоровой скульптуры была печатная графика - наиболее мобильный вид искусства.

   Известно, что Императорский завод славился своими уникальными вазами. Для Гарднера этот вид декоративного фарфора не был в числе ведущих. Всё же, когда заводу пришлось в 1829 году представлять свою продукцию на Первой публичной выставке российских изделий, в Петербург была отправлена большая амфорообразная ваза с видом на столичный Большой театр. Её ампирная форма с львиными головами на ручках напоминает вазу, созданную на Императорском заводе модельмейстером Алексеем Воронихиным. Как было принято в фарфоре этого времени, тулово сосуда вызолочено, живописные миниатюры заключены в прямоугольные рамки. Обозреватели петербургской выставки не обошли вниманием гарднеровский экспонат. Завод в очередной раз, теперь публично, подтвердил высокое качество своей продукции и получил золотую медаль. 

    В декоре фарфора первой трети XIX века главенствующая роль отводилась золотой краске. Ею писались орнаменты, рамки, окружающие миниатюры, выделялись отдельные детали формы или покрывалась вся поверхность предмета.

     Характерными элементами ампирного декора были пальметты, акантовые листья, розетки, военная арматура, связки музыкальных инструментов, лиры. Кстати, распространенности золочения посуды на раннем этапе развития фарфора в России (и не только в России) есть и такое, чисто психологическое объяснение. Долгое время посуда в Европе была металлической – золотой и серебряной в верхах, оловянной для прочей публики. И прелести тонкого, чисто белого, полупрозрачного фарфора Европа не понимала. И превращала его в подобие всё той же металлической посуды.

   С другой стороны, обратим внимание на сложные скульптурные детали вроде бы геометрически простых предметов. В частности, в ручках вазы – изображение Афины-Паллады.

   Ещё среди технологических приемов – прорези, каннелюры, ажур, плетение. Все это достаточно характерно для гарднеровской продукции. Между прочим, многие приемы для исполнения не самые простые.

   Интересна самая правая чашка - в форме древнегреческого ритона, с головой дельфина и изогнутыми каннелюрами. У её блюдца тоже довольно сложный по рельефу бортик.

   Особенно не просто вот такое плетение - ведь делается-то всё из влажной фарфоровой массы. И не нарушить симметрию очень сложно.

    К большим достижениям этого времени следует отнести цветные фоны - синий, зелёный и сине-голубой. Особенно красивым было кобальтовое крытьё. Кобальтовая краска, как правило, наносится на ещё не покрытый глазурью фарфор. Для того чтобы добиться на всей поверхности изделия равномерной интенсивности цвета, требовалось большое умение. Гарднеровские мастера владели самыми различными приемами декорировки фарфора. Помимо подглазурной и надглазурной росписи использовались техника печати, цветные люстры, пластический декор в виде рельефных композиций.

    И что действительно помогло заводу преодолеть кризис -  это скульптура, мелкая пластика. Такие вещи делались и в XVIII столетии, но только где-то в 1820-х годах обрели настоящую популярность. И тут завод вновь был на высоте.

    В середине века появилось золочение по мастичному узору. Тематика росписей была необычайна широка. Значительное место занимали пейзаж и архитектурные виды городов (Петербурга, Москвы, Парижа). Их изображения составили серии декоративных тарелок и сувенирных чашек. На фарфор копировались также произведения старых мастеров. Выпускался фарфор с военными сюжетами. В отличие от „военных“ тарелок Императорского завода, роспись которых исполнялась по иллюстрированным изданиям, посвящённым обмундированию российской армии, гарднеровские композиции восходят к гравюрам с рисунков французских художников, работавших в России в конце XVIII - начале XIX века и запечатлевших представителей казачьих войск с натуры. В круг жанровых росписей входили романтизированные сцены из жизни русских крестьян, а также типажные изображения представителей народов разных стран.

      Преобладание росписей на мифологические сюжеты было естественно для искусства ампира с его приверженностью к античной эстетике. К 1830-м годам ампир как стиль постепенно угасает. Наступивший период историзма вызвал к жизни обилие новых форм и сюжетов, которые черпались в искусстве прошлых эпох. В гарднеровском фарфоре отразилось характерное для историзма увлечение готикой, что было связано с развитием романтизма. Готические мотивы просматриваются не только в орнаментике. Целому ряду сосудов - флаконам, вазам-курильницам и декоративным настольным композициям - придавали вид готических капелл или башен. Наиболее сильным оказалось влияние рококо - самого „фарфорового“ из всех исторических стилей. В своём подражательном варианте, получившем название „второе рококо“, сохраняя внешние признаки стиля - пластическую усложненность объёмов, причудливые изгибы силуэта, С- и S-образные завитки, - оно утратило изящество и непринуждённую лёгкость стиля XVIII века.

  В русле возрождаемого рококо завод выпускал фарфор в жанре „шинуазри“ (китайщина), используя мотивы и формы дальневосточного фарфора. Гарднеровский фарфор по-прежнему имел репутацию высококачественной продукции с прекрасным белым черепком, прозрачной белой глазурью и многоцветной гаммой. Заводу поступают заказы царского двора.

   С 1833 года начинает выпуск изделий из фаянса.

   В 1853 году фабрика переходит по наследству к внукам основателя - Александру Францевичу и Петру Францевичу. И дела фабрики вновь начинают идти вверх. В 1855 году фабрика Гарднера получает право ставить на своих изделиях изображение двуглавого орла. С 1856 года  «Мануфактура Гарднеръ в Вербилках» обладает званием «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

   С 1856 года «Мануфактура Гарднеръ в Вербилках» обладает званием «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

  В 1860-е годы, после крестьянской реформы, высвободившей сотни тысяч крестьян, в России начался бурный промышленный подъём. При П.П.Гарднере (1828-1869) фарфоровый завод поступательно развивался, его владелец активно инвестировал средства в приобретение новой техники.  Выпускаемая посуда делилась на шесть сортов. Брак продавался коробейщикам, которые продавали его в деревнях. «Ординар», или рядовой фарфор, наиболее ходовой фарфор для простого населения, считался пятым сортом. Выше шли 4й, 3й, 2й сорта. 

   На первый сорт выбирались лучшие вещи из второго сорта белья и назначались под самую лучшую живопись. Одна чашка первого сорта могла стоить в 20 раз дороже ординарной. Чайная посуда рассчитывалась дюжинами, или приборами. В «дюжину» входили 12 чашек с блюдцами и 4 «штуки» (чайник, сахарница, молочник и полоскательница). Наиболее распространенным украшением были букеты и гирлянды цветов. Крытьё и обильная позолота порой не оставляли места для белизны. Производились товары для восточного рынка, в то же время выпускались эклектичные изделия по саксонским образцам.

   Фарфоровая пластика брала свои сюжеты из народной жизни. Традиции, заложенные в 1820-1830-х гг. великолепной пластикой на темы картин «Волшебного фонаря», получают дальнейшее развитие в сторону реализма. Уже в середине XIX века в фарфоровой скульптуре завода Гарднера преобладали изделия из неглазурованного бисквита. Яркий блеск красок сменился спокойными блеклыми тонами.
   Лучшими по качеству считались фарфоровые миниатюры завода Попова, который располагался в 40 верстах от Вербилок и был главным конкурентом Гарднеров. Мастера поповского завода были в значительной части бывшими иконописцами и игрушечниками из Сергиево-Посадских слобод. Многие мастера завода Попова перешли на завод Гарднера после упадка завода Попова в 1860-х гг. Формы завода Попова были выкуплены Иконниковым, конкурировавшим с Гарднером до 1879 года.

   В 1860-1870-х гг. на фарфоровом заводе Гарднера создается серия художественных бытовых статуэток, посвящённых жизни крестьян и городских низов. В фарфоровой пластике нашли отражение и литературные образы. Это серия скульптур «Мёртвые души», шаржи-портреты артистов Каратыгиных, писателей Булгарина и Греча, изображённые на бутылочных пробках. Серия статуэток из бисквита по своим художественным принципам перекликалась с народной тематикой картин художников-передвижников. Многие модели выполнялись по иллюстрациям М.Пикколо и книге А.П.Голицинского "Уличные типы".

   Статуэтки позднего периода, выполненные в технике «бисквит», встречаются довольно часто и до настоящего времени не представляют особой редкости. На сегодняшний день это практически единственный коллекционный материал гарднеровского завода, доступный широкому кругу собирателей старины. Однако в последние годы, в связи с ростом интереса к этим вещам, появилась масса подделок как современных, так и 40-50 летней давности. Поэтому при приобретении любой бисквитной статуэтки Гарднера необходимо быть предельно внимательным.

    Производство Гарднера расширяется и к 1885 году на нём работает более 750 человек. Ассортимент завода к этому времени составляет более 6000 позиций: сервизы, чаши, блюда, вазы, статуэтки, анималистические скульптуры и др.В 1860-е годы воссоздавались утраченные предметы из банкетного сервиза Императорского фарфорового завода.

    И в общем большую часть XIX века завод продолжал существовать в том же режиме: стилистическая новизна и добротность технологии. Плюс «многослойный» по ценам ассортимент - что-то «от Гарднера» могло оказаться даже в крестьянской избе.

  Марка Гарднеров служила эталоном для большинства русских производителей фарфора, он был образцом для подражания, а на рубеже XX века стал ценной жемчужиной в короне Товарищества фарфорово-фаянсового производства, созданного С.Т.Кузнецовым.

   В 1892 году фабрика была продана „Товариществу М.С.Кузнецова“, и она стала частью кузнецовской «империи».  Что примечательно – марку новый владелец менять не стал. До 1917 года на продукцию этой фабрики по-прежнему ставилось клеймо «Гарднер».

    В 1912 году, к столетию Бородинской битвы завод выпускает серию изделий с изображением эпизодов Отечественной войны 1812 года.  В 1913 году, к 300-летию дома Романовых была выпущена серия изделий с изображением русских барынь и бояр в одеждах 16-17 веков.

   Сегодня бывший фарфоровый завод Гарднера,  а затем Кузнецовых в Вербилках - это объединение «Фарфор Вербилок», одно из ведущих предприятий в фарфоровой отрасли. Село Вербилки прославило имя Гарднеров и стало «фарфоровым городком», одним из ведущих центров по производству художественного фарфора в России на протяжении двухсот с лишним лет.

______________________________________________________________________________________________

 

   При подготовке использовались материалы с сайтов:

 

   www.клинтут.рф

   www.vechi.com.ua

   www.diletant.ru

   www.gardnerporcelain.com

   www.kremlin-guild.ru

   www.farforushka.ru

   www.artefakt.in.ua

   www.nash-farfor.ru

   www.photo.qip.ru

   www.ketosha.livejournal.com

   www.showbell.ru

   www.antik-invest.ru

   www.apodarok.ru

 

 

Поделиться с друзьями