Подпишитесь на обновления

 
Хотите знать больше о чайном мире?
Подпишитесь

Всё о сахаре

 

Wedgwood - символ великолепия английского фафора

    Невозможно представить себе классическое английское чаепитие без стола, сервированного изящным чайным сервизом.

 В традиционном английском чайном сервизе кроме чашек с блюдцами есть ещё заварочный чайник, сахарница, молочник, поднос для чайных ложечек, кувшин для кипятка, два подноса для выпечки и шкатулка для заварки. Общепризнанным эталоном утонченной эстетики и английского качества считается фарфоровая и фаянсовая посуда фабрики Веджвуд (Wedgwood).

     Керамика британской фабрики Wedgwood почти два с половиной столетия считается эталоном качества. Ее лучшие образцы — фарфор и фаянс элегантной формы с тончайшими стенками и строгим рисунком — признаны подлинными произведениями искусства. Они украшают собрания музеев, в том числе Эрмитажа и Петергофа, и являются предметом гордости состоятельных частных коллекционеров. Заказчиками веджвудской посуды в разное время были многие королевские семьи Европы и прочие высокопоставленные особы. В числе ее именитых ценителей — российская императрица Екатерина II, заказавшая фабрике 952 столовых предмета с видами Англии.

    Идея создания одной из самых лучших в мире марок фарфора принадлежит потомственному керамисту Джозайе Веджвуду самому младшему из 13 детей Томаса и Мэри Веджвуд. Родился он в 1730 году в Бурслеме, Стэффордшире. Его семья занималась гончарным делом, поэтому Джозайя выучился и также, как отец и братья стал керамистом. В детстве он перенес оспу и её последствия серьёзно сказались на здоровье мальчика – он .потерял ногу и не мог работать за гончарным кругом. Поэтому всё упорство и энтузиазм он перенёс на изучение трудов по керамике, анализ и классификацию свойств различных глин Англии. За периодом стремительного накопления опыта последовал этап смелых экспериментов, увенчавшихся разработками новых составов глины и глазури для изготовления высококачественной посуды, а также изобретение уникальных технологий закалки и росписи.

     В 1750-х годах Веджвуд начал работать вместе с Томасом Уилдоном, лучшим английским керамистом того времени. Вскоре появилось одно из главных его изобретений — изысканный кремовый фаянс, покрытый тончайшей глазурью. Такая посуда удостоилась титула «королевская»: мастеру стала покровительствовать английская королева Шарлотта, по достоинству оценившая красоту его изделий. В 1759 Джозайя открыл собственную небольшую фабрику. Производство быстро разрасталось, и к 1769 он выстроил небольшой городок для работников мануфактуры, Он дал ему эксцентричное название — Этрурия, в честь древней цивилизации этрусков, прославившейся помимо прочего своей керамикой и живописью.

   К тому времени он успел приобрести немалый опыт, начав работать в мастерской старшего брата в девятилетнем возрасте. В детстве Веджвуд перенес оспу, последствия которой позднее вынудили врачей ампутировать ему ногу. Мастеру было трудно самому работать за гончарным кругом: возможно, именно поэтому вместо изготовления посуды он занялся ее изобретением и разработкой новых технологий росписи. Изучение книг по керамике и собственные эксперименты помогли ему разработать новые составы глины, а также способы ее окрашивания и закалки.

     В 1762 году Джозайя Веджвуд познакомился с Томасом Бентли, торговцем из Ливерпуля, который потом стал его другом и компаньоном. Несколькими годами позже они подписали договор о сотрудничестве.
    Бэнтли был знатоком искусств, отличался тонким вкусом и имел большие социальные связи, что не могло не сказаться на развитии компании Wedgwood.
     Ещё одним открытием марки Веджвуд стало создание фаянса тёплого кремового оттенка «цвета сливок» или так называемого «cream-coloured ware». В 1762 году он впервые создал изделия из этого материала, который позже, после того, как Веджвуд изготовил в 1765 году чайный сервиз для Королевы Шарлотты. В соответствии с высочайшим статусом заказчицы сервиз был изготовлен из лучшего сливочного или кремового фаянса, покрытого тончайшей глазурью. Шарлотта пришла в восторг и впоследствии неоднократно оказывала монаршее покровительство Веджвуду в его разработках. Сам же материал после этого случая был удостоен звания «королевского». Российская императрица Екатерина II, тонкая ценительница прекрасного,  тоже оценила этот сервиз по достоинству и Веджвуд специально для российской императрицы создал два сервиза из фаянса «цвета сливок» – «Хаск-сервиз» и знаменитый «Сервиз с зелёной лягушкой».

   Первый  - «Хаск-сервиза» («Hask Service»). Такое название связано с орнаментом. «Хаск» – роспись, которая напоминала сухой пшеничный колос. Изготовили его на мануфактуре Wedgwood в короткий срок  в 1769-1770 годах. Состоял он из двух частей – обеденной и десертной, из 1500 предметов и был рассчитан на 24 персоны. С самого начала выполнения заказа Веджвуд и его компаньон Томас Бентли окрестили сервиз «русским». Предметы для него делал и отбирал сам Джозая Веджвуд на фабрике «Этрурия» в Берслеме.

   Изготавливался сервиз из фаянса тёплого кремового оттенка «цвета сливок», так называемого «cream-coloured ware», который ещё называют «фаянсом королевы». Это второй авторский фарфор Wedgwood. Именно из него в 1765 году был сделан чайный сервиз для королевы Шарлоты. Расписывали же предметы «Хаск-сервиза» в декорационной студии в Челси в Лондоне. Расписывали цветами и гирляндами в лилово-сиреневых тонах. За росписью уже следил Бентли, который был негоциантом, знатоком искусств и ещё ко всему коллекционером. «Хаск-сервиз» доставили ко двору Екатерины II в Санкт-Петербург в 1770 году. Сейчас он находится в Петергофе и насчитывает всего 192 предмета, причём 107 из них – доделки, датируемые 1840-ми годами.

«Сервиз с зелёной лягушкой» - заказ Императрицы Екатерины II


    Второй заказ Джозайе Веджвуду Императрица сформулировала так: «Хочу, чтобы вся Англия была у меня на столе!». Вся Англия должна была поместиться в большом обеденном и десертном сервизе, сделанном также, как и «Хаск-сервиз» из усовершенствованного маркой Веджвуд «фаянса королевы». За выполнение заказа Джозайя Веджвуд и его компаньон Томас Бентли взялись в 1773 году. Через год, в 1774 мастера преподнесли Екатерине II полный сервиз, окрещённый в России  как «Сервиз с зелёной лягушкой». Екатерина II заплатила за сервиз 16406 рублей 43 копейки – немногим более 2700 фунтов стерлингов. Предназначался он для Чесменского дворца императрицы под Санкт-Петербургом. Рассчитан сервиз был на 50 персон и состоял из 952 предметов. Каждый предмет был украшен изображением лягушки в треугольном обрамлении и видами Туманного Альбиона – 1244 изображения Англии, Шотландии и Уэльса.

    Состав сервиза был связан с требованиями этикета, дипломатическим протоколом, а также и с кулинарной спецификой времени. Огромное количество тарелок просто объясняется тем, что во время специальных обедов блюда подавали в несколько перемен. После каждой – меняли тарелки. Также в запасе были и резервные, на случай если битые понадобится заменить.
     С того времени сохранилось только 744 предмета двадцати восьми видов назначения. В чём же уникальность этого сервиза?
Она не только художественная и технологическая, но и в том числе историческая. Сервиз расписан видами парков, аллей, улиц, зданий, усадеб, замков, аббатств, которые сегодня или сильно изменились, или не существуют уже вовсе. Около ста росписей на сервизе воспроизводят архитектурные памятники Великобритании и художественные берега Темзы.  Перед тем, как «Сервиз с зелёной лягушкой» отправился в Россию, его выставили в Лондоне, чтобы с шедевром марки Веджвуд познакомились и англичане. До 1830 года сервиз находился в Чесменском дворце, для которого и предназначался, а после его перевезли в Английский дворец в Петергофе. В 1910 году он стал собственностью Эрмитажа и больше уже никуда не переезжал.
     Несколько позже, в 1788 году Джозайя Веджвуд сказал: «Несколько лет назад я имел честь поставлять посуду императрице. Это была самая грандиозная услуга, которую я оказывал за пределами Англии».

    Посуда из «королевского» фаянса отличается внутренним тёплым сиянием материала и особой строгой элегантностью форм.

    Ценность изобретения кремового фаянса в том, что оно сделало изящную керамическую посуду доступной многим, потому что изделия из него имела сравнительно невысокую цену.
    В начале 19 века Веджвуд запускает производство костяного фарфора. Его изготовление стало для марки настолько успешным, что уже к началу 20 века изделия этого вида становятся основным продуктом компании Wedgwood. При создании костяного фарфора в массу стали добавлять измельченную  костную золу – компонент и придающий фарфору белизну, тонкостенность, звонкость и прозрачность.

    Екатерина II также пожелала заполучить «всю Англию у себя на столе» и заказала в Веджвуде сервиз на 952 предмета из королевского фаянса с изображениями английских видов.

    В 1766 году разбогатевший к тому времени Веджвуд купил  недалеко от Ханли имение «Ридж Хаус», где построил новый завод «Этрурия».
   В 1769 году завод официально и торжественно  открыли, в честь чего Веджвуд и Бентли лично изготовили первые шесть ваз.

    Следующей уникальной разработкой Веджвуда стал «чёрный базальт», керамический материал, изготовленный на основе египетской глины. Этот состав использовался в основном для изготовления декоративный изделий, и в частности ваз, имитирующих древние образцы этрусского периода. Знатные коллекционеры того времени позволяли Веджвуду делать слепки с жемчужин их коллекций для их дальнейшего воплощения в керамике. И, пожалуй, самым потрясающим творением фабрики Веджвуда, которое выводит её продукцию в ряд произведений мирового искусства, является необыкновенно прочный, но вместе с тем воздушно лёгкий яшмовый фарфор или «джаспер» -  керамической массы, названной так по ассоциации с прочным натуральным камнем. Его Джозайя Веджвуд ценил больше всех своих достижений. Джаспер стал подходящей основой для нанесения портретов или классических белых рельефов из этого же материала. Из него делали камеи, вазы, подсвечники, статуэтки, чайные сервизы, даже рамки и цветочные горшки. Но компания Wedgwood предлагала не только миниатюрные изделия, но и большие панно-планетки для украшения интерьера.  Открытие рецептуры этой массы, многие специалисты считают событием в керамическом производстве вторым по значимости после изобретения китайцами фарфора. Изделие из Джаспера не только на поверхности, но и в изломе того же цвета, что и вся вешь. Сам Веджвуд описал её как «белый фарфоровый бисквит изящной красоты и деликатности». Керамист гордился этим материалом ещё и потому что смог его открыть только после долгих и неудачных попыток. Сегодня, как и в 18 веке, оттеночная палитра Джаспера разнообразна.  Насчитывается несколько цветов – голубой, серый и серовато-синий, сиреневый, жёлтый, зелёный, тёмно-красный, чёрный и коричневый.

   Самым известным изделием из этой массы стала копия Барберини или Портландская ваза, которую Веджвуд создал  в 1789 году. Мастер делал её с подлинника – римской вазы созданной в первом веке до н.э. Её приобрёл в 1785 году  герцог Портланд и предоставил Веджвуду для работы. Восхищались вазой многие, и многие хотели бы обладать ею, но она была только одна. Тогда Веджвуд с помощью яшмовой массы создал её копию-близнеца, только ещё ярче, изящнее и качественнее, потому что он улучшил технику производства. До этого тиражирование было не принято и только после того, как появилась вторая уникальная ваза в точности повторявшую первую, оно получило жизнь.
   Многие историки считают, что создание этой вазы стало вершиной художественной карьеры и мастерства Джозайя Веджвуда. Впоследствии Портландская ваза стала символом марки Wedgwood , её изображение на логотипе и клейме изделий.

  Ювелирные украшения  – камеи из чёрного базальта и джаспера, стали одним из направлений марки Wedgwood. Большинство этих миниатюрных, изящных изделий повторяют мотивы греческой и римской мифологии.

Развитие семейной компании Wedgwood

     В 1795 году Джозфйя Веджвуд умер и его дело перешло в руки сыновей, а затем внуков. Потомки Джозайи Веджвуда, как некогда он сам, решили сделать ставку на новые технологии, механизацию, а также экспорт костяного фарфора, при этом сохраняя традиции заложенные отцом – высокое качество фарфора, добротность и изящность, и неизменно прекрасный вкус.
   Так в 19 веке компания Веджвуда производила посуду, которая была стилизована под китайский фарфор – это не копирование, просто в то время это самым  считались именно изделия в восточном стиле.
    Также в это столетие мир переживал глубокую экономическую депрессию и спад производства. В 30-х годах, когда многие фабрики по производству керамики закрывались, компания Wedgwood приняла решение не только не останавливать работу заводов, но и построить новый. В 18 веке фабрика «Этрурия» была одной из самых современных в мире. Однако падение интереса к горной промышленности и экспансия других индустрий сделали её нерентабельной. Поэтому было решено строить новую фабрику. Веджвуд продал загородное поместье недалеко от Барластона и построил новый дорогостоящий, современный завод «Веджвуд», куда провёл и электричество. Новому главе компании удалось также построить целую деревню для рабочих предприятия. В 1940 году новый завод начал свою работу, а старый «Этрурия» проработал ещё десять лет и закрылся в 1950 году.

   Новый завод в Барластоне уже через несколько лет после запуска расширился в три раза. На предприятии произошёл большой прогресс в методике производства и технологиях. Новое руководство умело сочетало дальновидный менеджмент и передовой дизайн. 

   В 1966 году в семейной компании Wedgwood работало около 2000 человек, позже корпорация расширилась и стала общественной компанией. Тогда  же численность сотрудников достигла 5500, а под известной маркой работало уже восемь заводов.
   Сегодня 25% всего Британского производства фарфоровой посуды приходится на компанию Веджвуд. Около 60% всего, что выпускает марка, отправляется на экспорт, именно за достижения в экспортной политике компания была удостоена 11 Королевских премий. В экспортной промышленности мировыми лидерами были США, Канада, Автралия, а после того, как Великобритая вошла в ЕЭС, Wedgwood вместе с другими членами сообщества укрепил позиции в бизнесе. С 1983 года Веджвуд осваивает рынок Японии, расширяя сеть продаж в этой стране.
    В 1975 году компания построила специальный центр для посетителей, который был спроектирован так, чтобы гостям было удобно рассматривать музейную коллекцию, перевезенную сюда в 1985 году, а также можно было увидеть, как работают мастера и происходит создание фарфоровых изделий Wedgwood. В 1987 году марка Wedgwood объединилась с Waterford Crystal, ирландским производителем хрусталя. В результате слияния образовалась компания Waterford Wedgwood (Уотерфорд Веджвуд). Сегодня она по-прежнему создает элитный фарфор и является хранителем английского стиля, качества элегантности.

   Уникальность  Веджвуда, как считают некоторые специалисты, в том, что он перевернул  представления о производстве фарфора и керамики, стал законодателем добротного качества и высокого вкуса, но при этом не изобрёл и не открыл ничего принципиально нового.
  Он не создал новый стиль, не изобрёл новую технологию, многое  из того, что производил,  заимствовал у других, однако смог стать настоящим воплощением Великобритании.
  Вазы марки Wedgwood сделаны в формах, которые использовали мастера Севрской мануфактуры, однако они вызвали больше интереса и стали более популярны, чем их прототипы Севра. Джозайя Веджвуд позднее других известных фабрик по производству фарфора стал использовать египетские мотивы в своих изделиях. Но именно его посуда пользовалась большим спросом. Он позже, чем итальянцы, начал выпускать «этрусские» вазы с краснофигурной росписью, но и в этом случае их приобретали чаще и охотнее, чем итальянские образцы. Также специалисты говорят о том, что Джозайя позаимствовал орнаменты у дизайнеров и архитекторов братьев Адам, но их работы не были так популярны и покупаемы, как изделия Веджвуда.
    Сегодня Веджвуда называют символом настоящей викторианской эклектики, с присущей ей мягкостью, пластичностью и эмоциональностью.
   
Марка Wedgwood не заверяет в высоком качестве своих фарфоровых изделий, просто просит поверить. Тем же, кто не привык верить на слово, предлагает при случае лично проверить прочность английского фарфора – на четыре тонкостенные чайные чашки из костяного фарфора поставить другую гордость британцев – «Ролс-Ройс». Уверяют, что эксперимент не разочарует.

   Самого Джозайю Веджвуда называют «отцом гончарного дела в Англии». Недаром на его надгробии выведена ёмкая и почтительная эпитафия: «Превратил грубое и незначительное производство в элегантное искусство». В наше время, несмотря на высокую стоимость, практически в каждой британской семье есть столовые или чайные предметы от Wedgwood. И это, разумеется, не вопрос хозяйственной необходимости и не прихоть моды. Таким образом, англичане стараются сохранить свои культурные традиции и отдают дань уважения великому мастеру, чьи бессмертные изделия стали частью национальной гордости Великобритании.

    Веджвудский фарфор надолго вошёл в моду и до сих пор пользуется огромной славой. Дело мастера передаётся из поколения в поколение. Сегодня компания Wedgwood выпускает самую разную посуду для взыскательных покупателей, постоянно подчеркивая её традиционное качество.

 

Поделиться с друзьями