Цицзыбин: что это такое?
Говоря о Пуэре, мы чаще всего представляем именно эту форму прессовки чая. И, наверное, это происходит потому что, она действительно является традиционной, живущей уже не один век.
Эта замечательная и красивая форма напоминает полную луну. Она весит 7 лянов (лян – китайская мера веса, равная прибл. 50 гр). Семь лепешек составляет 1 тун (см. примечание). Именно так написано в древних книгах о Цицзыбин.
Но когда, же эта форма стала наиболее популярной? В какую эпоху? Почему в 1 туне именно 7 лепешек?
На этот вопрос нет однозначного ответа.
Буквально это переводится как – «Блин семерых сыновей». Но, конечно же, не стоит воспринимать это так однозначно.
В последние 2-3 десятилетия слово «Цицзыбин» стали объяснять так:
В Китае очень популярна именно эта круглая форма (Бин). Она означает законченность, полноту. Что касается же семерки (Ци) – то на этот вопрос отвечают следующим образом: Семерка созвучна со словом подъем. Присутствующий здесь иероглиф «сын» (Цзы) – означает счастье, потому что в древности в Китае считалось, что чем больше сыновей, тем больше в семье богатства и благополучия.
Но если как следует покопаться в исторических книгах, то можно обнаружить истоки этого названия.
История этого названия совсем не далекая. И принадлежит эпохе расцвета династии Цин, после образования области Пуэр.
Изобретение формы прессовки в виде лепешки принадлежит не жителям провинции Юньнань. Такой способ был известен в древнем Китае уже в династию Тан. Но уникальная технология просушивания на солнце сырья принадлежит именно юньнаньцам. Разница состоит лишь в том, что в династию Тан спрессованный чай в конечном итоге измельчали в пыль.
Каждая лепешка весом в 7 лянов, 7 лепешек составляют один тун – это уникальная юньнаньская форма прессовки и упаковки, а также золотой стандарт изготовления чая Пуэр.
Если говорить более подробно об этой форме прессовки, начинать следует именно с момента образования области Пуэр. Своим рождением Цицзыбин обязан именно образованием области Пуэр.
В 1729 году (девиз Юнчжэн) тогдашнее правительство определило границы области Пуэр в уезде Сишуан Баньна. В то время, этот уезд, был самый большим по объему выращивания и производства чая. Для организации госмонополии на чай правительство династии Цин учредило чайный департамент в Сымао. Это стало первым примером в истории, когда на чай была учреждена госмонополия. Это лишний раз показывает, насколько важным для казны династии Цин было производство чая Пуэр.
Но в то время создание этой госмонополии все-таки не смогло разрешить всех проблем чайных крестьян, коммерсантов и чиновников. В 1733 году Инь Цзишань сменил на посту губернатора современных провинции Юньнань и Гуйчжоу – Гао Цичжо. Он стал активно управлять рынком производства чая и первым делом закрыл чайный департамент. Затем определил основные государственные законы в чайной промышленности. В 1734 году, Инь Цзишань представил свои соображения о чайном деле тогдашнему императору на одобрение.
И вот в 1735 году императорский двор утвердил и опубликовал основные чайные законы провинции Юньнань. В законах в частности определялось, что торговцы и покупатели должны совершать сделки по чайному талону. Каждый талон давал право на покупку или продажу 50 кг чая. В год количество талонов не могло превышать 3000 штук.
В законе особо подчеркивалось, что обмену подлежит именно круглый чай в лепешках. Каждая лепешка была определена весом в 7 лянов. 7 круглых лепешек обязательно должны были быть упакованы в тун. Таким образом, каждый тун весил 49 лянов. Каждый тун облагался налогом в 1 фэнь серебра. Выходило, то по одному талону можно было купить 32 туна чая, что равнялось приблизительно 50 кг. По каждому талону взимался налог в 3200 фэней серебра.
Этот закон, как видим, сильно упрощал контроль над производством чая и налогообложение и послужил в дальнейшем образцом для продажи чая Пуэр в другие провинции и за рубеж, определив вес, внешний вид и стандарты упаковки. Стоит отметить, что это очень сильно помогло в популяризации чая Пуэр в других провинциях, поскольку позволяло, как мы уже показали, очень точно определить и систематизировать продажу чая. Упорядочилось и производство, появился единая мера сбора чая и других процессов его изготовления. Это сняло существующие проблемы между крестьянами и чиновниками тогдашней администрации.
Еще один очевидный плюс – это помогало также экономить время при транспортировке чая лошадьми. Теперь не надо было снимать чай с навьюченной лошади, для того, чтобы его взвесить.
Таким образом, Цицзыбин стал традиционной формой, которая стала, узнаваема по всему Китаю.
Примечание: 1 тун (кит. 筒) – труба, цилиндр.