История фарфора Meissen: Триста лет Мейсенскому фарфору
В 2010 году фарфоровая мануфактура Meissen отметит свое трёхсотлетие. История европейского фарфора началась с открытия секрета твёрдого фарфора и последовавшего за этим основания фарфоровой мануфактуры Meissen в 1710 году. В 2010 году фарфоровая мануфактура Meissen отметит трёхсотлетие со дня основания и триста лет своего существования.
С 1710 года первая фарфоровая мануфактура Европы непрерывно выпускала всемирно известный майсенский фарфор Meissen porcelain® по его традиционным формам. Обеденные сервизы, статуэтки и предметы интерьера по сей день создаются и раскрашиваются вручную во множестве различных стилей работниками мануфактуры. Фарфор Meissen ® – образец европейской культуры изящной сервировки стола.
Каждый предмет из фарфора производится вручную, и на него наносится клеймо мануфактуры. «Скрещенные мечи» - старейшая торговая марка в мире, которая непрерывно использовалась с момента её создания. Гурманы и любители изящной сервировки, почитатели фарфора и коллекционеры доверяют качеству и мастерству, которые олицетворяет эта марка фарфора.
Трёхсотлетие Мейсенской фарфоровой мануфактуры в 2010 году отметит начало четвёртого столетия производства Мейсенского фарфора и будет отмечено выставками, лимитированными тиражами, праздничными событиями и особыми кулинарными мероприятиями.
Однако уже сегодня посетившие Meissen туристы смогут порадоваться новым открытиям, ожидающим их при знакомстве со старинной и все же такой живой традицией ручного производства фарфора.
История фарфора Meissen. Формы, декоры и стили майсенского фарфора.
1707 – 1709 Открытие формулы европейского твёрдого фарфора
В 1707 году после около двух лет экспериментов с целью найти формулу белого фарфора, Бёттгер определил состав коричневой керамики, или «красного фарфора», также называемого яшмовым фарфором. В январе 1708 года удалось произвести образец просвечивающего белого фарфора. В 1709 году в послании Августу Сильному Бёттгер отчитался о том, что формула белого и красного фарфора найдена, и известил о создании различных предметов с использованием фарфора, драгоценных камней и стекла.
23 января 1710 года был издан указ о создании фарфоровой мануфактуры Meissen как «фарфоровой мануфактуры Короля Польского и Курфюрста Саксонского», и 6 июня 1710 года в крепости Альбрехтсбург была создана первая мануфактура, производившая европейский фарфор. Иоганн Фридрих Бёттгер был назначен администратором. До 1731 года мануфактура управлялась различными комиссиями, назначавшимися Королём в Дрездене.
1710 – 1715 «Красный фарфор»
Формы сосудов и мотивы декоров в основном создавались по восточным моделям, а также по формам европейского серебра. Впоследствии использовалась красновато-коричневая керамика, а с 1713 года известковый фарфор (lime porcelain). «Фарфор Бёттгера» дал толчок производству чайников, чашек, сосудов, блюд, ваз, ламп, медальонов, тарелок, фигурок и аксессуаров с большим количеством деталей. «Красный фарфор» украшался полировкой, шлифовкой, гравировкой, обливкой и росписью поверхностей, а также при помощи металлических оправ.
В 1719 году один из хранителей секрета фарфора Самуил Штольцель (Samuel Stoltzel) убежал в Вену, где он встретил производителя фарфора Иоганна Грегориуса Герольдта. В 1720 году Штольцель вернулся в Майсен в сопровождении Иоганна Грегориуса Герольдта, который был назначен ответственным за роспись майсенского фарфора. Именно Герольдт разработал палитру красок для покрытия глазурью и росписи фарфора в стиле, который впоследствии стал считаться наиболее типичным стилем европейского фарфора. В 1719 году были достигнуты первые успехи в создании фарфора с синим подглазурным декором.
1715 – 1720 Переход к «белому фарфору»
Белый фарфор доминировал, перенимая различные формы керамики. Сосуды из фарфора украшали объёмными аппликациями и росписью холодными цветами.
1720 - 1730 Кофейные и чайные сервизы
Популярные мотивы росписи фарфора: сценки с пейзажами и фигурами и символические растения и животные по восточным моделям (шинуазри). Сцены в гавани и сцены с участием торговцев по европейским образцам (с декоративной деталью, помещенной внутри переплетающихся медальонов).
1730 – 1735 Объемные фигуры / роспись с оружием
В 1731 году придворный скульптор Иоганн Иоахим Кендлер был назначен скульптором мануфактуры для работы с Главным Скульптором Иоганном Готтлибом Кирхнером над значительным королевским заказом по наполнению Японского Дворца в Дрездене крупными скульптурами животных из майсенского фарфора. При Кендлере началось создание объемных сосудов и трехмерных фигур из фарфора. Наряду с крупными фигурами животных для Японского дворца из фарфора создавались ручки и флероны в виде животных, фруктов и человеческих фигур. Кирхнер и Кендлер украшают ниши для часов в архитектурном стиле трехмерными формами. Формам фарфоровых сосудов придают рельефный декор и особые детали. В росписи фарфора появляются сценические мотивы в медальон-резервах на цветном фоне.
В том же 1731 году один из компонентов фарфоровой массы - карбонат кальция – был заменен на полевой шпат, позволивший создавать формы. Август Сильный принял руководство мануфактурой во времена ее внутреннего кризиса. В 1733 году после ухода с работы Кирхнера Кендлер был назначен Главным Скульптором. Кендлера называют основателем европейской фарфоровой скульптуры благодаря созданным им статуэткам и сервизам в стиле позднего барокко и рококо. Даже в наши дни эскизы Кендлера оказывают существенное влияние на формы фарфора.
Первый сервиз с оружием в росписи был создан для высокопоставленных клиентов: для короля Швеции в 1733 году и «Коронационный сервиз» для Августа III, короля Саксонии и Польши в 1733 году.
1735 – 1740 Роскошные сервизы
В 1735 году Управляющим мануфактурой Meissen назначен Премьер-министр Саксонии Генрих Граф фон Брюль. Преобладание объемного дизайна при создании сосудов из фарфора проявляется в щедро украшенных предметах сервизов, таких как супницы или блюда (ручки в виде женских голов, флероны в виде животных). Своей кульминации этот дизайн достиг в фарфоровых сервизах, созданных для Иосифа Графа фон Сулковского (Joseph Graf von Sulkowski) и Генриха Графа фон Брюля (Heinrich Graf von Bruhl) – Лебединого сервиза (сервиз для фон Брюля создавался Кендлером и Иоганном Фридрихом Эберлейном с 1737 по 1741 г., состоял из 2000 предметов), украшенного рельефом в виде корзиночного плетения (старый озье, рельеф Сулковского).
Фигурки из фарфора, выпускавшиеся для украшения стола, порой расширяли ассортимент предметов сервиза из фарфора, в их числе изображения арлекинов Commedia dell’arte и традиционные фигурки (крестьяне, горничные, «тирольцы»).
1740 – 1750 Дамы в кринолинах и масонская/пейзажная живопись
В росписи сосудов из фарфора преобладала живопись по мотивам гравюр: цветочная роспись и насекомые по ботаническим гравюрам, пейзажи, сцены крестьянской жизни и охотничьи сцены по работам Филипса Вауэрмана (Philips Wouwerman, 1619 – 1668) и Давида Тенирса (David Teniers), сцены охоты по рисункам Иоганна Элиаса Ридингера (Johann Elias Ridinger), батальные сцены и картинки с изображением солдат по рисункам Георга Филиппа Ругендаса (Georg Philipp Rugendas, 1666 – 1742), пейзажи и сцены с изображениями людей («жанровые сцены») по Антуану Ватто (Antoine Watteau, 1684 – 1721).
1750 – 1764 Портрет общества
Серии фарфоровых фигурок по французским рисункам украсили мир форм майсенского фарфора: дети-садовники, обезьяний оркестр, парижские коробейники. Изображения членов общества, созданные Кендлером, продолжили фарфоровые музыканты, шахтеры, охотники и солдаты.
Появились новые формы предметов обеденных, чайных и кофейных сервизов из фарфора, включая рельефы, например «Прусский музыкальный узор» для Фридриха Великого.
В росписи фарфора часто встречаются медальон-резервы со сценками на расписном фоне, например, на пурпурном чешуйчатом фоне.
1764 – 1814 Классицизм
В 1765 году на фабрике работало уже более 700 сотрудников.
В 1774 году Граф Камилло Марколини (Camillo Graf Marcolini, 1739 - 1814) был назначен директором мануфактуры. Он занимал этот пост на протяжении 40 лет. Введена новая марка фарфора – «марка Марколини» со звездой под мечами.
С 1806 года при наполеоновском правлении в Королевстве Саксония фарфоровая мануфактура Meissen осуществляла свою деятельность под названием «Королевская Саксонская фарфоровая мануфактура». На 200-м году существования, в 1810 году, мануфактуре из-за финансового кризиса грозило закрытие, однако его удалось избежать.
1814 – 1850 Бидермеер
В 1814 году на пост директора мануфактуры Meissen был назначен главный сборщик налогов Карл Вильгельм фон Оппель (Carl Wilhelm von Oppel). В 1817 году Генрих Готтлиб Кюхн (Heinrich Gottlieb Kuhn), эксперт по горному делу и инспектор, разработал подглазурную краску зеленая окись хрома, которую тогда же использовал художник-фарфорист Иоганн Самуил Арнгольд для эскиза разделки "венок зеленых виноградных листьев". В 1827 году Генрих Готтлиб Кюхн разработал новую процедуру нанесения позолоты, благодаря которой фарфор, украшенный этой глянцевой позолотой, не нуждался в полировке после выхода из обжига. В 1831 году «Королевская саксонская фарфоровая мануфактура» стала государственной собственностью и перешла под надзор королевского министерства финансов. После смерти Оппеля в 1833 году администрация мануфактуры переехала из Дрездена в Meissen, управление бизнесом перешло к местной администрации в Meissen. В 1849 году директором мануфактуры Meissen был назначен Генрих Готтлиб Кюхн. При нем была произведена важная технологическая модернизация фарфоровой мануфактуры.
Формы сосудов из фарфора использовались в качестве предметов украшения интерьера отдельно от фарфоровых сервизов - например, чашки с портретами или сувенирные чашки в стиле ампир. Производились имитации популярной в начале XIX века веджвудской керамики (сосуды из неглазурованного монохромного бисквитного фарфора с преимущественно белым рельефным декором, украшениями, медальонами с портретом, вазы с широким горлышком).
Образцами для декорирования посуды служили картины старых мастеров или пейзажи и городские портреты художников-современников (например, сервиз Веллингтон). Заново открытое Средневековье благодаря стилю романтизма нашло выражение в неоготических мотивах росписи сосудов, для которых использовались и стеклянные росписи (чашки, десертная посуда, вазы).
1850 – 1900 Историзм
В период историзма формы фарфора XIX века были заново переработаны, объединены по-новому и расширены под руководством директора Эрнста Августа Лейтерица (Ernst August Leuteritz, 1818 - 1893) – роскошные сосуды, вазы, этажерки, лампы.
В росписи сосудов из фарфора преобладали украшения по произведениям художников (Theodor Grust), а также пышные цветочные мотивы, создававшиеся под влиянием импрессионизма (Julius Eduard von Braunsdorf, Otto Eduard Voigt).
Новую популярность обрело создание скульптуры из фарфора по образцам иностранных академических скульпторов (фигуры в стиле Ренессанс работы Ernst Hahnel, современная скульптура Johannes Schilling, купидоны Heinrich Schwabe, мифологические персонажи Johann Christian Hirt и Rudolf Holbe усилили связь с миром немецких сказок и национальным культурным достоянием).
Появились первые фигуры и декоры, связанные с ар нуво (девушка, играющая в шары, работы Walter Schott). В 1851 году на первой всемирной выставке в Лондоне Meissen представил крупные вазы, сосуды и фигурки. Мануфактура Meissen принимала участие и в других ключевых мировых выставках (Париж 1867, Чикаго 1893). В начале 1860-х гг. фарфоровая мануфактура пережила экономический бум.
1900 – 1918 Ар нуво и ар деко
Новые приемы декорирования, возникшие к концу XIX века, - такие, как покрытие цветной глазурью, покрытие стеклянной глазурью, яркие краски для обжига, заново открытый химиком мануфактуры Юлиусом Гейнце прием pate-sur-pate, - привели к появлению форм скульптур и сосудов из фарфора в стиле ар нуво или ар деко.
Художниками мануфактуры были созданы декоры фарфора: декоры ваз и тарелок создали Рудольф Геншель и Теодор Груст, эскизы сервизов – Рихард Римершмид, Анри ван де Вельде (привлеченный), Конрад Геншель (крокусовый сервиз) и Теодор Груст, а также фигурки, изображавшие общество (статуэтки женщин), привлеченными скульпторами Альфредом Кенигом и Теодором Эйхлером и фигурки детей работы Конрада Геншеля (дети Геншеля).
Был возобновлен выпуск фарфоровых фигурок животных по эскизам Отто Пилца, Рудольфа Логнера, Германа Фрица и Пола Вальтера. Свою первую модель для Meissen создал скульптор Пол Шерих (пять скульптур «Русский балет»).
В 1907 году была представлена 101,9-метровая «Княжеская процессия», воссозданная специалистами Meissen из 25000 фарфоровых плиток. В 1916 году был открыт Музей фарфора Meissen: коллекция моделей «Выставочный зал» и музей фарфора Meissen.
1918 – 1933 Модерн, или период Пфайффера.
В 1918 году был назначен новый управляющий, а «Королевская саксонская фарфоровая мануфактура Meissen» была переименована в «Государственную фарфоровую мануфактуру Meissen». Новый управляющий мануфактуры Макс Адольф Пфейффер перевел фабрику Meissen во времена модерн. Произошло множество концептуальных изменений: новую эру в создании майсенских статуэток открыли модели привлеченных скульпторов Пола Шериха, Макса Эссера, Августа Гауля, Герхарда Маркса, Эрнста Барлака, Рихарда Лангера, Людвига Ника, Вили Мюнх-Хе и собственных скульпторов мануфактуры Пола Вальтера, Эмиля Поля Борнера, Эриха Гозеля. Модели Пола Шериха (испанский танцовщик, дама и мавр, мифологические персонажи) происходят от мотивов майсенского рококо, но с точки зрения стиля принадлежат к модерну («Кендлер XX века»).
В 1919 году химиком мануфактуры доктором Вильгельмом Фанком был заново открыт секрет изготовления коричневой керамики, в списке торговых марок продукции зарегистрирован термин “Bottgersteinzeug”.
Экспрессионистские работы Барлака (Бог Отец, спящие бродяги) и декоративные фигурки животных работы Эссера (утка-мандаринка, выдра, особое украшение стола Лиса Патрикеевна Reynard the Fox) наряду с волшебно-ретроспективными скульптурами работы Герхарда Маркса (подсвечник всадник, женщина-сомнамбула) отразили эстетичный модерн в майсенском фарфоре и керамике Беттгера.
Свободный художник Герман Зейлингер утвердился за счет создания цветочной росписи вазы в стиле фоновой росписи XIX века. Собственные художники мануфактуры Вильям Баринг, Хуго Штейн или Отто Эдвард Войт разработали новые декоры для росписи тарелок и ваз в основном в подглазурной синеве (цветочные, лучевые, орнаментальные мотивы, скульптурные сцены, изображения животных и пейзажей в духе экспрессионизма).
В 1929 году скульптором Эмилем Полем Борнером был создан первый в мире музыкальный глокеншпиль, помещенный в церкви Богородицы в Meissen.
1933 – 1945 Искусство времен национал-социализма
Из-за увольнения Пфейффера, политической и экономической ситуации количество заслуживающих внимания новых проектов снизилось, в производство было выпущено ограниченное количество проектов, в основном фигурки животных работы собственных художников мануфактуры Эрика Гозеля (вьючный верблюд, идущий верблюд, стая львов) и Эрика Оэме (умывающаяся пантера, лошади «Алхимик», «Маэстозо», фигуры оленей), а также обнаженные женщины привлеченного скульптора Роберта Ульмана (смотрящая вдаль женщина, задумчивая женщина).
1945 – 1960 Послевоенный период
В 1945 году при советской оккупации оборудование мануфактуры было демонтировано. Предприятие поддерживали закупки новых машин и оборудования у других керамических производств. Предприятие переименовано в советское «Цемент АО». Коллекции фарфора в Выставочном зале были захвачены и вывезены в Советский Союз.
В послевоенном периоде была продолжена традиция покупки моделей работы приглашенных скульпторов (голова девушки Фрица Кремера, фигурки животных Рут Рейчел-Дрехслер), но, за редким исключением, превзойти период Пфейффера не удалось. Скульптура работы собственного скульптора мануфактуры Александра Струка стали классикой (Тиль Уленшпигель). Бюсты-портреты, декоры эмблем, эскизы настенных росписей (Макс Лингнер-Фриз) отражают социалистическое восприятие искусства того времени.
В 1950 году фарфоровая мануфактура становится собственностью ГДР. Мануфактура репатриирована в ГДР. В течение короткого времени она принадлежит Союзу керамических предприятий, находящихся в национальной собственности. С 1951 года мануфактура становится «предприятием общенациональной собственности» (VEB) и работает под названием “Staatliche Porzellan-Manufaktur Meissen VEB”, а затем “ VEB Staatliche Porzellan-Manufaktur Meissen”.
1960 – 1989 Эстетика социализма
В 1960 году мануфактура отметила 250 лет существования, после возвращения из Советского Союза коллекции фарфора был снова открыт Выставочный зал. В ассортименте майсенского фарфора второй половины XX столетия преобладают работы Питера Странга (объемные фигуры), Людвига Цепнера (эскизы сосудов), Хайнца Вернера (декоры, эскизы настенных росписей), Руди Штолле (декоры) и Фолькмара Бречнайдера (декоры), членов только что образованного «Коллектива художественного развития». Литературные герои Питера Штранга (ансамбль «Свадьба Мекки Мессера»), форма сервиза «Grosser Ausschnitt» и формы ваз Людвига Цепнера, декоры «Охотничьи рассказы» и «Охотничья роспись» Хейнца Вернера, декоры ваз Фолькмара Бречнайдера, декоры сосудов Руди Штолле, формы сервизов, созданные в процессе совместной работы («Коллективный сервиз»).
Крупномасштабными настенными архитектурными украшениями из майсенского фарфора было облицовано множество общественных зданий в ГДР, подобные настенные украшения из фарфора приобретались и иностранцами. Типичная для эпохи социализма эстетика была отражена в декоративных мотивах тарелок и ваз, в рельефах медальонов и настенных тарелок, а также в бюстах.
В конце 1970-х гг. художественные мастерские Meissen выпускали единичные уникальные произведения искусства, повлиявшие на стилистику всего выпускавшегося ассортимента фарфора в целом.
1989 – по настоящее время. Новая креативность
В 1991 году компания изменила юридическую форму на компанию с ограниченной ответственностью (GmbH). Деятельность осуществляется под названием “Staatliche Porzellan-Manufaktur Meissen GmbH”, единственный акционер компании Государство Саксония.
Наследие «Коллектива художественного развития» подхватило новое поколение дизайнеров Meissen: Сильвия Клоде (портреты, декоративные фигуры и предметы интерьера), Йорг Даниэльчик (скульптура, дизайн посуды), Гудрун Гаубе (современные декоры, статуэтки), Олаф Фибер (объемная скульптура), Сабина Вахс (формы сервизов и предметы интерьера) и Андреас Гертен (роспись сосудов). Формы сервиза «Волны» Сабины Вахс происходят от великих традиций созданных Meissen сервизов. Современные декоры (цветочные, лучевые, декоративные) выглядят убедительно на изделиях как современных, так и традиционных форм.
В 2000 году был торжественно представлен первый в мире орган, трубы которого выполнены из майсенского фарфора. В 2002 году была открыта вторая в мире по площади фреска из фарфора после «Княжеской процессии» - «Самые красивые замки, дворцы и сады Саксонии» площадью 90 кв.м. на вокзале Dresden-Neustadt.