Подпишитесь на обновления

 
Хотите знать больше о чайном мире?
Подпишитесь

Всё о сахаре

 

Завод Гарднера - «Мануфактуры Гарднеръ»Советское время и наши дни

  
После революции 1917 года фабрика была национализирована и переименована в «Дмитровский фарфоровый завод».

 Гарднеровский фарфор в России пользовался известностью, но мировую славу он получил в советское время. В Париже на Всемирной выставке 1937 года заводу присуждена Большая Золотая медаль, в Брюсселе, в 1958 году, - Серебряная. Золотые - мастерам Горлову и Бубновой, серебряная - Орлову.

  О всемирной известности фарфора Вербилок говорят приглашения на выставки. Вербилки показывали свои коллекции в Каире, Джакарте, Рейкьявике, Измире, Багдаде, Нью-Йорке, в Касабланке, Осло, Пхеньяне, в Аддис - Абебе и во многих других знаменитых городах планеты.

    А начинался советский период в жизни Вербилок с лишений и всяческих трудностей. В годы Гражданской войны и послевоенной разрухи делали вазочки, туалетные приборы, блюда со старыми декольками: «Деревенька под снегом», «Речка с берёзками», «Еловая роща»... Советская власть требовала бодрости. Агитационный фарфор Вербилок напористый: «Все в культпоход», «За заем тракторизации». Кружки с портретом Калинина - всероссийского старосты. 

    Во время   Великой Отечественной войны в 1941-1945 годах выпуск художественного фарфора был прекращён, но отдельные работы всё-таки появлялись.

    А. Чечулина, известная до войны сервизами «Русский орнамент», «Женщины наших республик», создала сервиз «Битва за Родину».

 

    Т. Деморей, вспомнив о гарднеровском орденском сервизе, расписала свои: «Александр Невский», «Суворов», «Кутузов» - полководческие ордена Великой Отечественной.

   В начале 1950-х годов началась работа по конструированию новых форм посуды и бытовых изделий. В 1954 году на предприятие приглашён молодой выпускник МИПИДИ Ю.Б.Ганрио. Им создано множество чайных и кофейных сервизов,питьевых и закусочных приборов, ваз, кружек. Была возрождена традиция создания больших «трактирных» чайников(на 3–6 литров). Его форма «Ампир» и поныне востребована на заводе. Е.А. Лопотухина по этой форме расписала сервиз «Адмиралтейский», Л.Е. Цветкова - «Гвоздики». Популярна форма «Татьяна» Ю.Б. Золотова. У художника Т. Г. Волкова по этой форме - нежное, светлое «Полюшко», а у Е.А. Заставы сервиз строгий и  одновременно великолепный - истинная пушкинская Татьяна.
   В. Ольшевский, много работавший в фаянсе и майолике, предложил формы сервизов «Квадрат», «Дубна», «Витязь»,вазу «Россия».
   Свои решения дали А. И. Шобанов, В. А. Федулов.
   Разработанные скульпторами новые посудные формы потребовали создания для массовых изделий новых мотивов декоров, вариантов геометрических орнаментов, творческого использования крытья, композиций лент, поясков, отводок.
   В 1960-е годы основным мотивом росписи были цветы, геометрические фигуры (А. А. Чекулина, А. Коновалов, О. Каховский, Е. И. Смирнов, В. С. Бубнова, Г. Виноградова, А. Паникова, А. И. Правикова, П. Смирнов, С. Уваров). Среди известных произведений – чашка с блюдцем «Гигант», предметы из сервиза «Матросский» (Ю. Б. Ганрио, В. С. Бубнова). Долгие годы на заводе выпускались сервизы Е. П. Смирнова «Горюн-трава», «Барбарис», «Цветы осени».
    В 1950-1960-е годы предприятие продолжило работу по созданию уникальных изделий, мелкой пластики. Эти годы называют временем расцвета фарфоровой скульптуры.   

На заводе работали скульпторы С. М. Орлов, Д. В. Горлов, С. И. Вайнштейн-Машурина (Асерьянц), О. С. Артамонова, К. В. Попова, Ю. Б. Ганрио, К. В. Горбашова, М. Е. Пермяк, Т. В. Андрианова,
Н. А. Лотов, Н. И. Розов и другие.

    Создавали композиции по мотивам русских народных сказок: А. П. Завалов («Мужик с чёртом в карты играют»), Н. А. Лотов («Царевна-лягушка»); С. И. Вайнштейн-Машурина («Машенька и медведь», «Три медведя», «Лиса и петух»); Н. И. Розов («Репка», «Курочка Ряба»). Литературные сюжеты, былины, сказы П. П. Бажова привлекли С. Я. Ковнера («Тарас Бульба. Ну, давай на кулаки», «Садко», «Каменный цветок»); Н. А.
Максимченко («Солоха и дьяк»); Т. В. Андрианову («Барон Мюнхгаузен»), Н. И. Розова («Генерал Топтыгин»).
Серия «Счастливое детство» пополнилась работами О. С. Артамоновой, К. В. Поповой («Юный электромонтер», 1953 год), М. И. Цепелева («Девочка с гусями»).
    Пропаганда спорта в произведениях С. М. Орлова «Лыжник» (1954 год), М. А. Интизарьяна («Юный футболист – динамовец»).     

   Ряд работ был выполнен в жанре обнажённой натуры – М. Е. Пермяк («Утро», «Реченька»).
    Теме балета много внимания уделила О. С. Артамонова («Лежащая балерина», «Юная балерина», «Балерина с розой» и другие).
    Скульптуры на анималистическую тему создавали Д. В. Горлов («Гималайский медведь», «Волчонок», «Зебра», «Ослик», «Рысёнок»), серию фигур домашних животных – Е. Г. Морозова-Эккерт, С. И. Вайнштейн-Машурина (Асерьянц).
    Над созданием украшений для жилых интерьеров – рельефов и скульптурных сосудов работали Д. В. Горлов (настенная ваза «Паренёк с корзиной», рельеф «Нальгау»), М. Е. Пермяк (вазочка-птица, ваза «Девица»).

    Из современных мастеров Вербилок самый знаменитый Юрий Борисович Зотов. Он не только ведущий скульптор завода, но он и художник. Автор величественной «Багиры» - диво пластики. У него же завораживающая волною движения змея «Скарапея» - подсвечник. Стремительный «Бизон» - из такого штофа и не больно горячительное станет горячим. Вкусная «Медовница».

    В 1991 завод приватизирован и переименован в ЗАО «Фарфор Вербилок».

    Во времена СССР за высокое качество и художественное мастерство продукция фабрики, название которой было изменено дважды («Автономный республиканский Дмитровский фарфоровый завод», «Дмитровская государственная фабрика в Вербилках»), пользовалась любовью жителей страны и иностранных покупателей. На Всемирной выставке 1937 года в Париже работы мастеров предприятия были удостоены Большой Золотой медали, а в 1958 году в Брюсселе – Золотой и Серебряной.

   В 1966 году за успехи в развитии отечественного фарфора предприятие было награждено Орденом Трудового Красного Знамени.

   После распада СССР фабрика стала носить название «Фарфор Вербилок» и продолжала развивать пластическое искусство, а также образовала дочернее предприятие «Промыслы Вербилок», специализирующееся на производстве изделий с живописью по фарфору. Успехи фабрики были настолько значимы, что на международных выставках предпринимателей Америки и Европы в Бирмингеме и Мехико 1996 года «Мануфактуры Гарднеръ» отмечены Бриллиантовой и Золотой звездами.

    С 2007 года фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» является Почетным членом Гильдии поставщиков Кремля и обладает правом размещать на своей продукции соответствующий знак, а в 2008 году старейшее российское предприятие стало лауреатом Национальной премии «Стиль года» в номинации «Самые стильные предметы интерьера».

    В 2009 году предприятие получило благодарность от Министра культуры РФ за большой вклад в сохранение и развитие традиций народных художественных промыслов России и благодарность от Российской Академии художеств за достойный вклад в сохранение и развитие высокохудожественных традиций отечественного фарфора.

   Сегодня фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» является эталоном высочайшего качества и специализируется на выпуске тонкостенного фарфора. Эти изделия поистине уникальны – их просвечивающиеся стенки имеют толщину всего лишь 1,5 мм!  Фабрика выпускает несколько линеек продукции. Линейка «Францъ Гарднеръ» включает предметы признанного художественного достоинства XIX-XX веков: сервизы и чайные пары, восстановленные по образцам XIX века, на которых мастера фабрики с удовольствием сделают дарственные надписи Вашим близким или нанесут золотом и платиной фамильные вензеля, изысканные кофейные чашечки, роскошные конфетницы и фруктовницы, уникальные вазы из бисквитного фарфора, настенные блюда ручной работы с живописью по фарфору, подарочные кружки, высокохудожественные фарфоровые скульптуры и, конечно же, изящные статуэтки, которые создаются либо по гарднеровским моделям, либо по произведениям  современных мастеров.

    «Мануфактуры Гарднеръ» – роскошная элегантность…

Мастера фабрики в Вербилках

    В тридцатых годах большую известность получили чайные сервизы «Искусство народов СССР». Это работа двух мастеров, старого - Константина Георгиевича Тихонова,  прошедшего школу Фаберже, и молодого -Евгения Петровича Смирнова. Е.П.Смирнов - целая эпоха Вербилок.

 Евгений Петрович Смирнов

   Он окончил художественную школу при Всесоюзном доме народного творчества в Москве. На заводе начал работать гравёром в 1931 году. В 1935 году был переведён в живописный цех художником по росписи фарфора. С 1938 года работал в художественной лаборатории художником- живописцем, с 1939- главным художником и руководителем художественной лаборатории. 

   С 1940 по 1980 годы. - главный художник предприятия.
   Мастер был Участником Великой Отечественной Войны, имеет множество боевых наград.
   Евгений Петрович Смирнов - участник более 150 всесоюзных, республиканских и зарубежных выставок. 

   За создание высокохудожественных образцов фарфоровых изделий в 1970 году награждён Государственной премией РСФСР им. Репина. награждён орденом Ленина. В 1966 году указом Верховного Совета СССР награждён орденом Трудового Красного Знамени.  

   Также Евгений Петрович награждён орденом Ленина и золотой медалью (за роспись сервиза «Искусство народов СССР») на Всемирной выставке в Париже в 1937 году и серебряной медалью на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, дипломами и грамотами (Художественные выставки «Индустрия социализма», Москва, 1939 год, «Народное творчество и художественная промышленность», Москва, 1952 год, ВДНХ «Лёгкая промышленность», 1960 год, «Культура и быт», 1962 год).

   В 1965 году в Москве состоялась персональная выставка «Советская Россия».    

   Заслуженный художник РСФСР. Член МОСХ РСФСР.

   Известные работы:

«Рыбы» лампы настольной формы Шобанова А.И. (1948 год),

роспись сервизов чайных «Пурпуровый», «Золотистый», «Барбарис» (все - формы «Севрская», 1953 год),

«Канал Волга-Дон» формы «Стандарт А.И. Шобанова» (1954 год),

«Календула» формы «Ампир» (1954 год.),

«Вьюнок» формы «Ампир» (1954 год.),

роспись сервизов чайных и кофейных формы «Ампир» и столового сервиза формы «Август» декором «Горюн-трава» (1954 год.),

«Летний» (1955 год.),

«Цветы осени» (1955 год.),

«Пурпуровый лист» формы «Ампир» (1955 год.),

«Золотая лента» формы «Ампир» (1955 год.),

«Рыбы» формы «Киевская на ножке» А.В. Широкова (1956 год.),

чайного комплекта «В космос» формы В.Н.Ольшевского (1962 год.),

«К звездам» формы М.П.Колчина (1962 год.),

«Витязь» формы «Витязь» В.Н.Ольшевского (1964 год.),

форма и роспись наборов «Факел» (1972 год.),

«Метель» (1974 год.).

    Славные традиции отца продолжил его сын -Пётр Евгеньевич.

Пётр Евгеньевич Смирнов

   
    В 1959 году окончил МВХПУ.

    С 1960 по 1986 годы. работает в художественной лаборатории художником, с 1986 по 1991 годы. - главным художником предприятия.
    Пётр Евгеньевич Смирнов - учаcтник выставок в стране и за рубежом. Награждён почётными грамотами, дипломами, медалями, в т.ч. ВДНХ «Лёгкая промышленность» в 1972 году за работу «За землю русскую» удостоен бронзовой медали.
     Его работы находятся в музеях городов Москвы, Истры, Сергиева Посада, Талдома.
     Член МОСХ РСФСР.
     Известные работы:

     роспись сервизов чайного и кофейного формы «Ампир» «Шиповник» (1985 год),

     роспись комплекта декоративного «Мороз и солнце» (1988 год),

     сервиза чайного «За землю Русскую» (1972 год).

Сергей Михайлович Орлов.

   В конце 30-х годов в Вербилках начал работать скульптор Сергей Михайлович Орлов.

  Сергей Михайлович Орлов родился 14 сентября 1911 г. в Петербурге. В 1918 году, спасаясь от голода, его семья переезжает в Вологду, где прошли детские и отроческие годы будущего художника. После окончания семилетки юноша поступает в железнодорожный техникум, здесь на его талант обращает внимание учитель рисования. В 1925 году молодой человек приходит в частную художественную студию Юлии Ферапонтовны Лузан. Уже позднее в одном из писем Орлову она вспоминала те далёкие годы: «Когда Вы заявились ко мне, то представляли из себя чистый лист бумаги, где написано было одно: «творить». Бывая часто в моей семье, видя людей образованных, их манеры, разговоры, Вы понемногу вклинивались в тот круг, который был необходим для роли, уготованной Вам судьбой. Я всегда понимала и отмечала Вашу одарённость, силу и творческую неугомонность. Это приходилось отмечать после каждого этюда, пейзажа или натюрморта, выполняемого легко, самобытно. И всегда Вы отмечали в натуре то, что оставалось незамеченным другими, работающими у меня по воскресеньям».

   Общение с человеком, обладавшим большой внутренней культурой, тонким художественным вкусом, прекрасным знанием отечественного и зарубежного искусства, какой была Ю.Ф.Лузан, не прошло бесследно для Сергея Орлова. И через годы, уже окончательно обосновавшись в Москве, он сохранил любовь и уважение к первому и единственному своему педагогу и к Вологде, где осознал себя как личность и которую всегда считал своей родиной.

   В 1929 году С.М.Орлов приехал в Москву с твёрдым намерением учиться, но поступить в художественный институт ему не удалось. Несмотря ни на что, он решил остаться в столице. Помощь пришла от сотрудников Музея керамики, которые оценили дарование юноши и помогли устроиться на работу в этот музей. Вскоре на практике, посещая Дмитровский завод фарфоровых изделий (бывший Гарднера), он изучил все тонкости керамического производства. Творческий путь был выбран, дальше все зависело от него самого, а упорства и работоспособности Орлову было не занимать.

    Результат почти полувековой деятельности Сергея Михайловича – огромное творческое наследие: мелкая пластика, станковая и монументальная скульптура, живописные и графические произведения. Оценивая работы раннего периода и годов зрелости, невольно отмечаешь, какое большое значение в творчестве художника имели традиции национальной культуры: народная керамика, русский фарфор и фаянс конца XIX – начала XX века.

    Наверное, потому так любил Орлов работать в этих материалах, вводя в них цвет и обязательную сюжетную основу. Начал он со сказок. «Конёк-горбунок», «Золотая рыбка». Нарядно, всё в движении. И рыбка, взлетевшая на волну, и братья Ивана-дурачка, обуздывающие  чёрных, среброгривых красавцев коней.   

   В 1940 году Сергей Михайлович изваял «Клоуна», ставшего  знаменитым. Сияющие шары в руках, на ноге, красный камзол, рыжая шевелюра. Пёстро, весело - цирк! 
    Стоит вспомнить его первые пластические композиции: «Лесной разговор», «Драка», которые сам автор называл фантазиями или фантастическими шутками. В работах зрелого периода эти качества виртуозно выражены в пластической серии «Цирк». Его «клоунады » соединяли в себе меткий юмор, присущий народному искусству, и изысканность русского фарфора начала XX столетия.

   «Орлов – вдохновенный певец русской эпической былины и народной сказки. Его произведения проникнуты большой любовью и народной мудростью… увлекают полетом мысли, выразительностью и тонкостью проникновения в чарующий мир сказки». Эти слова всемирно известного скульптора С.Т.Коненкова посвящены композициям из фарфора: «Конёк-Горбунок», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Сказка о золотой рыбке» и многим другим, созданным художником с величайшей виртуозностью и мастерством в разные годы его творческой жизни. Нельзя не отметить тот факт, что делались они не традиционным способом формовки, а лепились непосредственно из фарфоровой глины, что до С.М.Орлова никто не делал. Так создавались уникальные, выполненные в единственном экземпляре произведения. К ним принадлежала и знаменитая «Сказка», подаренная американскому дипломату А.Гарриману в 1944 г. В.М.Молотовым без согласования с автором, прямо с выставки.

    Послевоенные годы нельзя назвать временем, благоприятным в развитии российской малой пластики. Утрата ею утилитарных функций, ориентация на статуарность приводят к развитию так называемой «кабинетной» скульптуры, повторяющей зачастую образцы монументальной пластики. Именно в этот период С.М.Орлов, уже именитый художник, реализует себя как скульптормонументалист. Он автор композиций для павильонов ВДНХ, Московского университета и метрополитена столицы.

    Опираясь на лучшие традиции мировой и отечественной классики, он создаёт памятники, ставшие не только органичной частью городского ансамбля, его стилистически и эмоционально организующим звеном, но вехами в истории развития монументальной скульптуры страны. В результате объявленного конкурса на памятник Юрию Долгорукому лучшим был признан проект Орлова. В 1946 году Орлов удостоился  Сталинской премии, за монументальную скульптуру,  как один из авторов памятника Юрию Долгорукому.

    Работа над монументом началась летом 1947 году и продолжалась в течение шести лет. 6 июня 1953 года в торжественной обстановке состоялось открытие нового памятника, ставшего сразу одним из самых популярных монументов, украшающих столицу. В 1954 году скульптор был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

    Весной 1955 года Орлову было предложено работать над памятником землепроходцу Афанасию Никитину. Скульптор сразу нашёл удачное решение фигуры, изобразив Никитина в дорожном платье, с непокрытой головой, идущим спокойным и твердым шагом. Памятник был выполнен в небывало короткий срок – за три месяца – и явился очередной творческой удачей скульптора. Расположенный в центре города, на высоком берегу Волги, он организует всю прилегающую к нему часть набережной и является доминантой новой площади.

   Лауреат Государственной премии 1946 года, обладатель серебряной медали Всемирной выставки в Брюсселе (1958), Сергей Орлов в 1968 году был удостоен звания народного художника РСФСР.

    Произведения мастера находятся в коллекциях крупнейших музеев нашей страны. Память о нём сохраняется и в Вологде. В 1990 году здесь состоялась большая персональная выставка художника. В собрании Вологодской областной картинной галереи находятся графические и живописные произведения мастера, а также отдельные образцы его знаменитой фарфоровой пластики.( Из книги Ю. Арбата "Фарфоровых дел мастера".)

Юрий Борисович Ганрио

    В 1952 году Юрий Борисович окончил Московский институт прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ) и был направлен на Дмитровский фарфоровый завод скульптором.

       Начал работать в мелкой пластике, в 1954 году перешёл на работу по созданию новых форм посуды.

       Участник многочисленных выставок в стране и за рубежом, в том числе - международных выставок керамики в Остенде (Бельгия, 1958 г.) и Праге (Чехословакия, 1960, 1962, 1979 годах).  

        Награждён  серебряной медалью на ВДНХ «Лёгкая промышленность» в 1960 году и бронзовыми медалями  и дипломами на Промышленной выставке в Москве в 1958 году и выставке «Искусство и быт» в Москве в 1961 году.

  •    Заслуженный художник РСФСР, почётный член Художественных советов Росфарфора РФ и Виалегпрома РФ, член Московского областного отделения Союза художников РСФСР (МООСХ РСФСР).
  •     Известные работы:

     формы чайного и кофейного тонкостенного сервиза «Колокольчик» (1957 год),

     чайных сервизов «Кольцами» (1958 год),

      «Альфа» (1959 год),

      «Волна» (1960 год),

      «Каштан» (1961 год),

      «Ручеек» (1977 год),

      «Эталон» (1977 год),

      форма чайного сервиза «Ладушки» (1982 год).

    Фасоны «Мануфактуры Гарднеръ» в Вербилках

       «Фасоны Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» – новый выставочный проект Государственного Дома-музея П.И.Чайковского. Проект был создан в партнерстве с фарфоровым заводом  Промыслы Вербилок».

        Для экспонирования были отобраны уникальные фарфоровые изделия и лучшие образцы, созданные Мануфактурой Гарднера за 250 лет.

        К предстоящему 260-летию завода, которое завод будет отмечать в 2014  году, выпущена серия чайных и столовых сервизов «Совершенство природы», выполненных в лучших традициях Гарднеровского стиля. Главным украшением сервизов стали скромные полевые цветы или растения, обрамленные подобно драгоценным камням изящным золотым орнаментом. На выставке представлен сервиз формы «ампир», украшенный  декором «Василёк». Сервированный таким сервизом стол становится поистине королевским, а сам сервиз - настоящей семейной реликвией, которую можно передавать из поколения в поколение. Серия выпущена ограниченным тиражом, что соответствует традициям производства уникальных  произведений искусства русского фарфора XVIII-XX веков.

       Большое место на выставке  отведено произведениям XIX  - начала XX веков, которые сюжетно связаны с историей европейской музыкальной культуры и музыкальным бытом России. Это плакетки-портреты композиторов Глинки, А. Рубинштейна, Моцарта, Бетховена, Вагнера, Шопена, Шуберта, Листа и скульптуры  «Мальчик с гармонью», «Мужик с балалайкой», «Танцующая крестьянка», «Бандуристка» и др. Интерес представляют и сюжеты  советского времени: «Фабрика», « В космос» и др. Хронологически  на выставке представлены изделия от 1820 до 2008 годов.  

       Как приношение Чайковскому, знатоку и ценителю русского фарфора, правнуку выдающегося скульптора французского происхождения,  модельера мейсенской Королевской фарфоровой фабрики, члена Дрезденской Академии художеств Мишеля Виктора Асье, в экспозиции представлены фарфоровый бюст композитора, а так же чайные пары и вазочки, выполненные в XIX веке с изображением ландыша, любимого цветка Петра Ильича.  

      Выставка дополнена видеоматериалами, благодаря которым можно увидеть необыкновенно красивый и сложный процесс создания уникальных произведений из фарфора. 

    ______________________________________________________________________________________________

       При подготовке использовались материалы с сайтов:

      www.клинтут.рф

      www.vechi.com.ua

      www.diletant.ru

      www.gardnerporcelain.com

      www.kremlin-guild.ru

      www.farforushka.ru

      www.artefakt.in.ua

      www.nash-farfor.ru

      www.photo.qip.ru

      www.ketosha.livejournal.com

      www.showbell.ru

     

     

    Поделиться с друзьями