Подпишитесь на обновления

 
Хотите знать больше о чайном мире?
Подпишитесь

Всё о сахаре

 

История фарфора Meissen: Триста лет Мейсенскому фарфору

    В 2010 году фарфоровая мануфактура Meissen отметит свое трёхсотлетие. История европейского фарфора началась с открытия секрета твёрдого фарфора и последовавшего за этим основания фарфоровой мануфактуры Meissen в 1710 году. В 2010 году фарфоровая мануфактура Meissen отметит трёхсотлетие со дня основания и триста лет своего существования.
    С 1710 года первая фарфоровая мануфактура Европы непрерывно выпускала всемирно известный майсенский фарфор Meissen porcelain® по его традиционным формам. Обеденные сервизы, статуэтки и предметы интерьера по сей день создаются и раскрашиваются вручную во множестве различных стилей работниками мануфактуры. Фарфор Meissen ® – образец европейской культуры изящной сервировки стола.

   Каждый предмет из фарфора производится вручную, и на него наносится клеймо мануфактуры. «Скрещенные мечи» - старейшая торговая марка в мире, которая непрерывно использовалась с момента её создания. Гурманы и любители изящной сервировки, почитатели фарфора и коллекционеры доверяют качеству и мастерству, которые олицетворяет эта марка фарфора.

   Трёхсотлетие Мейсенской фарфоровой мануфактуры в 2010 году отметит начало четвёртого столетия производства Мейсенского фарфора и будет отмечено выставками, лимитированными тиражами, праздничными событиями и особыми кулинарными мероприятиями.

Однако уже сегодня посетившие Meissen туристы смогут порадоваться новым открытиям, ожидающим их при знакомстве со старинной и все же такой живой традицией ручного производства фарфора.

    История фарфора Meissen. Формы, декоры и стили майсенского фарфора.

1707 – 1709 Открытие формулы европейского твёрдого фарфора

    В 1707 году после около двух лет экспериментов с целью найти формулу белого фарфора, Бёттгер определил состав коричневой керамики, или «красного фарфора», также называемого яшмовым фарфором. В январе 1708 года удалось произвести образец просвечивающего белого фарфора. В 1709 году в послании Августу Сильному Бёттгер отчитался о том, что формула белого и красного фарфора найдена, и известил о создании различных предметов с использованием фарфора, драгоценных камней и стекла.

    23 января 1710 года был издан указ о создании фарфоровой мануфактуры Meissen как «фарфоровой мануфактуры Короля Польского и Курфюрста Саксонского», и 6 июня 1710 года в крепости Альбрехтсбург была создана первая мануфактура, производившая европейский фарфор. Иоганн Фридрих Бёттгер был назначен администратором. До 1731 года мануфактура управлялась различными комиссиями, назначавшимися Королём в Дрездене.

1710 – 1715 «Красный фарфор»

    Формы сосудов и мотивы декоров в основном создавались по восточным моделям, а также по формам европейского серебра. Впоследствии использовалась красновато-коричневая керамика, а с 1713 года известковый фарфор (lime porcelain). «Фарфор Бёттгера» дал толчок производству чайников, чашек, сосудов, блюд, ваз, ламп, медальонов, тарелок, фигурок и аксессуаров с большим количеством деталей. «Красный фарфор» украшался полировкой, шлифовкой, гравировкой, обливкой и росписью поверхностей, а также при помощи металлических оправ.

   В 1719 году один из хранителей секрета фарфора Самуил Штольцель (Samuel Stoltzel) убежал в Вену, где он встретил производителя фарфора Иоганна Грегориуса Герольдта. В 1720 году Штольцель вернулся в Майсен в сопровождении Иоганна Грегориуса Герольдта, который был назначен ответственным за роспись майсенского фарфора. Именно Герольдт разработал палитру красок для покрытия глазурью и росписи фарфора в стиле, который впоследствии стал считаться наиболее типичным стилем европейского фарфора. В 1719 году были достигнуты первые успехи в создании фарфора с синим подглазурным декором.

1715 – 1720 Переход к «белому фарфору»

   Белый фарфор доминировал, перенимая различные формы керамики. Сосуды из фарфора украшали объёмными аппликациями и росписью холодными цветами.

1720 - 1730 Кофейные и чайные сервизы

   8 ноября 1722 года первый инспектор фарфоровой мануфактуры Meissen Иоганн Мельхиор Штейнбрук предложил использовать скрещенные мечи в качестве отличительной марки майсенского фарфора. Так было положено начало старейшей наиболее известной в мире торговой марке, которая используется по сей день.
   Приблизительно к 1725 году декорирование фарфора подглазурной кобальтовой краской было доведено до совершенства. В 1730 году появился возможно наиболее популярный подглазурный декор фарфора Meissen – луковичный декор. Декор основан на восточно-азиатских мотивах, а название происходило от того, что стилизованное изображение граната в этом рисунке напоминало луковицу.
    Преимущественно мягкие формы Мейсенских обеденных, чайных и кофейных сервизов из фарфора в основном декорировались полихромными обжигаемыми надглазурными эмалями, разработанными Герольдтом.

Популярные мотивы росписи фарфора: сценки с пейзажами и фигурами и символические растения и животные по восточным моделям (шинуазри). Сцены в гавани и сцены с участием торговцев по европейским образцам (с декоративной деталью, помещенной внутри переплетающихся медальонов).

1730 – 1735 Объемные фигуры / роспись с оружием

   В 1731 году придворный скульптор Иоганн Иоахим Кендлер был назначен скульптором мануфактуры для работы с Главным Скульптором Иоганном Готтлибом Кирхнером над  значительным королевским заказом по наполнению Японского Дворца в Дрездене крупными скульптурами животных из майсенского фарфора. При Кендлере началось создание объемных сосудов и трехмерных фигур из фарфора. Наряду с крупными фигурами животных для Японского дворца из фарфора создавались ручки и флероны в виде животных, фруктов и человеческих фигур. Кирхнер и Кендлер украшают ниши для часов в архитектурном стиле трехмерными формами. Формам фарфоровых сосудов придают рельефный декор и особые детали. В росписи фарфора появляются сценические мотивы в медальон-резервах на цветном фоне.

   В том же 1731 году один из компонентов фарфоровой массы - карбонат кальция – был заменен на полевой шпат, позволивший создавать формы. Август Сильный принял руководство мануфактурой во времена ее внутреннего кризиса. В 1733 году после ухода с работы Кирхнера Кендлер был назначен Главным Скульптором. Кендлера называют основателем европейской фарфоровой скульптуры благодаря созданным им статуэткам и сервизам в стиле позднего барокко и рококо. Даже в наши дни эскизы Кендлера оказывают существенное влияние на формы фарфора.

   Первый сервиз с оружием в росписи был создан для высокопоставленных клиентов: для короля Швеции в 1733 году и «Коронационный сервиз» для Августа III, короля Саксонии и Польши в 1733 году.

1735 – 1740 Роскошные сервизы

   В 1735 году Управляющим мануфактурой Meissen назначен Премьер-министр Саксонии Генрих Граф фон Брюль. Преобладание объемного дизайна при создании сосудов из фарфора проявляется в щедро украшенных предметах сервизов, таких как супницы или блюда (ручки в виде женских голов, флероны в виде животных). Своей кульминации этот дизайн достиг в фарфоровых сервизах, созданных для Иосифа Графа фон Сулковского (Joseph Graf von Sulkowski) и Генриха Графа фон Брюля (Heinrich Graf von Bruhl) – Лебединого сервиза (сервиз для фон Брюля создавался Кендлером и Иоганном Фридрихом Эберлейном с 1737 по 1741 г., состоял из 2000 предметов), украшенного рельефом в виде корзиночного плетения (старый озье, рельеф Сулковского).

Фигурки из фарфора, выпускавшиеся для украшения стола, порой расширяли ассортимент предметов сервиза из фарфора, в их числе изображения арлекинов Commedia dell’arte и традиционные фигурки (крестьяне, горничные, «тирольцы»).

1740 – 1750 Дамы в кринолинах и масонская/пейзажная живопись

   Это классический период неповторимых маленьких скульптур, создававшихся из фарфора Кендлером. Среди них фарфоровые дамы в кринолинах, фигурки масонов, фигурки пастухов, придворные сцены, изображения домашних животных, аллегорические и мифологические фигуры. Вазы и кубки украшали фигурками (охотничий кубок Клеменса Августа фон Кельн, каминные вазы для Августа III).
   Появились новые образцы оформления фарфора в стиле ивовой плетенки озье и детальные формы для отдельных предметов сервизов (например, «Старый  Бранденштайн» с 1738, «Bruhlsches Allerlei», «Neuer Ausschnitt», «Дюлонг» с 1743, «Новый Бранденштайн» с 1744 г.)

   В росписи сосудов из фарфора преобладала живопись по мотивам гравюр: цветочная роспись и насекомые по ботаническим гравюрам, пейзажи, сцены крестьянской жизни и охотничьи сцены по работам Филипса Вауэрмана (Philips Wouwerman, 1619 – 1668) и Давида Тенирса (David Teniers), сцены охоты по рисункам Иоганна Элиаса Ридингера (Johann Elias Ridinger), батальные сцены и картинки с изображением солдат по рисункам Георга Филиппа Ругендаса (Georg Philipp Rugendas, 1666 – 1742), пейзажи и сцены с изображениями людей («жанровые сцены») по Антуану Ватто (Antoine Watteau, 1684 – 1721).

1750 – 1764 Портрет общества

   Серии фарфоровых фигурок по французским рисункам украсили мир форм майсенского фарфора: дети-садовники, обезьяний оркестр, парижские коробейники. Изображения членов общества, созданные Кендлером, продолжили фарфоровые музыканты, шахтеры, охотники и солдаты.

Появились новые формы предметов обеденных, чайных и кофейных сервизов из фарфора, включая рельефы, например «Прусский музыкальный узор» для Фридриха Великого.

В росписи фарфора часто встречаются медальон-резервы со сценками на расписном фоне, например, на пурпурном чешуйчатом фоне.

1764 – 1814 Классицизм

   В 1764 году под руководством Дрезденской академии искусств основана художественная школа. Парижский скульптор Мишель Виктор Асье назначен наряду с Кендлером Главным Скульптором. При Асье производством фарфора Meissen начинает овладевать неоклассицизм. Под влиянием классицизма в композициях майсенских фарфоровых статуэток преобладают аллегорические и древне-мифологические сюжеты (большой заказ от императрицы Екатерины II, над которым трудились Кендлер и Асье с 1772 по 1774 год). Скульптуры Асье отличались более строгим и формальным изображением гражданских и моральных тем (сцены из семейной жизни, фигурки детей). Последователи Асье создавали мифологические скульптуры по строгим образцам античных времен в бисквите (непокрытый глазурью фарфор, обжигаемый при низкой температуре, похожий на мрамор или алебастр). Элементы архитектуры древности (углы, колонны, фризы), увитые цветами, гирляндами появились в эскизах сосудов и живописи.
    Формы живописных пейзажей на предметах фарфоровых сервизов часто дополнялись фоном королевского синего цвета, полностью покрывавшего поверхность предмета. Литературные иллюстрации (например, серия картин о «Вертере» Гете) появлялись под рисунками на резервах.

В 1765 году на фабрике работало уже более 700 сотрудников.

В 1774 году Граф Камилло Марколини (Camillo Graf Marcolini, 1739 - 1814) был назначен директором мануфактуры. Он занимал этот пост на протяжении 40 лет. Введена новая марка фарфора – «марка Марколини» со звездой под мечами.

   С 1806 года при наполеоновском правлении в Королевстве Саксония фарфоровая мануфактура Meissen осуществляла свою деятельность под названием «Королевская Саксонская фарфоровая мануфактура». На 200-м году существования, в 1810 году, мануфактуре из-за финансового кризиса грозило закрытие, однако его удалось избежать.

1814 – 1850 Бидермеер

    В 1814 году на пост директора мануфактуры Meissen был назначен главный сборщик налогов Карл Вильгельм фон Оппель (Carl Wilhelm von Oppel). В 1817 году Генрих Готтлиб Кюхн (Heinrich Gottlieb Kuhn), эксперт по горному делу и инспектор, разработал подглазурную краску зеленая окись хрома, которую тогда же использовал художник-фарфорист Иоганн Самуил Арнгольд для эскиза разделки "венок зеленых виноградных листьев". В 1827 году Генрих Готтлиб Кюхн разработал новую процедуру нанесения позолоты, благодаря которой фарфор, украшенный этой глянцевой позолотой, не нуждался в полировке после выхода из обжига. В 1831 году «Королевская саксонская фарфоровая мануфактура» стала государственной собственностью и перешла под надзор королевского министерства финансов. После смерти Оппеля в 1833 году администрация мануфактуры переехала из Дрездена в Meissen, управление бизнесом перешло к местной администрации в Meissen. В 1849 году директором мануфактуры Meissen был назначен Генрих Готтлиб Кюхн. При нем была произведена важная технологическая модернизация фарфоровой мануфактуры.

Формы сосудов из фарфора использовались в качестве предметов украшения интерьера отдельно от фарфоровых сервизов - например, чашки с портретами или сувенирные чашки в стиле ампир. Производились имитации популярной в начале XIX века веджвудской керамики (сосуды из неглазурованного монохромного бисквитного фарфора с преимущественно белым рельефным декором, украшениями, медальонами с портретом, вазы с широким горлышком).

   Образцами для декорирования посуды служили картины старых мастеров или пейзажи и городские портреты художников-современников (например, сервиз Веллингтон). Заново открытое Средневековье благодаря стилю романтизма нашло выражение в неоготических мотивах росписи сосудов, для которых использовались и стеклянные росписи (чашки, десертная посуда, вазы).

1850 – 1900 Историзм

   В период историзма формы фарфора XIX века были заново переработаны, объединены по-новому и расширены под руководством директора Эрнста Августа Лейтерица (Ernst August Leuteritz, 1818 - 1893) – роскошные сосуды, вазы, этажерки, лампы.

    В росписи сосудов из фарфора преобладали украшения по произведениям художников (Theodor Grust), а также пышные цветочные мотивы, создававшиеся под влиянием импрессионизма (Julius Eduard von Braunsdorf, Otto Eduard Voigt).

    Новую популярность обрело создание скульптуры из фарфора по образцам иностранных академических скульпторов (фигуры в стиле Ренессанс работы Ernst Hahnel, современная скульптура Johannes Schilling, купидоны Heinrich Schwabe, мифологические персонажи Johann Christian Hirt и Rudolf Holbe усилили связь с миром немецких сказок и национальным культурным достоянием).

    Появились первые фигуры и декоры, связанные с ар нуво (девушка, играющая в шары, работы Walter Schott). В 1851 году на первой всемирной выставке в Лондоне Meissen представил крупные вазы, сосуды и фигурки. Мануфактура Meissen принимала участие и в других ключевых мировых выставках (Париж 1867, Чикаго 1893). В начале 1860-х гг. фарфоровая мануфактура пережила экономический бум.

    В 1875 году были зарегистрированы торговые марки майсенского фарфора. С 1886 года в особенно популярном луковичном декоре фарфора для защиты от имитирования стали ставить дополнительное клеймо в виде скрещенных мечей в основании стебля бамбука.
 
 

1900 – 1918 Ар нуво и ар деко

    Новые приемы декорирования, возникшие к концу XIX века, - такие, как покрытие цветной глазурью, покрытие стеклянной глазурью, яркие краски для обжига, заново открытый химиком мануфактуры Юлиусом Гейнце прием pate-sur-pate, - привели к появлению форм скульптур и сосудов из фарфора в стиле ар нуво или ар деко.

Художниками мануфактуры были созданы декоры фарфора: декоры ваз и тарелок создали Рудольф Геншель  и Теодор Груст, эскизы сервизов – Рихард Римершмид, Анри ван де Вельде (привлеченный), Конрад Геншель (крокусовый сервиз) и Теодор Груст, а также фигурки, изображавшие общество (статуэтки женщин), привлеченными скульпторами Альфредом Кенигом и Теодором Эйхлером и фигурки детей работы Конрада Геншеля (дети Геншеля).

   Был возобновлен выпуск фарфоровых фигурок животных по эскизам Отто Пилца, Рудольфа Логнера, Германа Фрица и Пола Вальтера. Свою первую модель для Meissen создал скульптор Пол Шерих (пять скульптур «Русский балет»).

    В 1907 году была представлена 101,9-метровая «Княжеская процессия», воссозданная специалистами Meissen из 25000 фарфоровых плиток. В 1916 году был открыт Музей фарфора Meissen: коллекция моделей «Выставочный зал» и музей фарфора Meissen.

1918 – 1933 Модерн, или период Пфайффера.

   В 1918 году был назначен новый управляющий, а «Королевская саксонская фарфоровая мануфактура Meissen» была переименована в «Государственную фарфоровую мануфактуру Meissen». Новый управляющий мануфактуры Макс Адольф Пфейффер перевел фабрику Meissen во времена модерн. Произошло множество концептуальных изменений: новую эру в создании майсенских статуэток открыли модели привлеченных скульпторов Пола Шериха, Макса Эссера, Августа Гауля, Герхарда Маркса, Эрнста Барлака, Рихарда Лангера, Людвига Ника, Вили Мюнх-Хе и собственных скульпторов мануфактуры Пола Вальтера, Эмиля Поля Борнера, Эриха Гозеля. Модели Пола Шериха (испанский танцовщик, дама и мавр, мифологические персонажи) происходят от мотивов майсенского рококо, но с точки зрения стиля принадлежат к модерну («Кендлер XX века»).

   В 1919 году химиком мануфактуры доктором Вильгельмом Фанком был заново открыт секрет изготовления коричневой керамики, в списке торговых марок продукции зарегистрирован термин “Bottgersteinzeug”.

   Экспрессионистские работы Барлака (Бог Отец, спящие бродяги) и декоративные фигурки животных работы Эссера (утка-мандаринка, выдра, особое украшение стола Лиса Патрикеевна Reynard the Fox) наряду с волшебно-ретроспективными скульптурами работы Герхарда Маркса (подсвечник всадник, женщина-сомнамбула) отразили эстетичный модерн в майсенском фарфоре и керамике Беттгера.

   Эмиль Пол Борнер занимал весьма выдающееся место среди собственных скульпторов мануфактуры того времени (голова женщины, декоративный фарфоровый глокеншпиль). Традиционные фигурки животных собственного скульптора мануфактуры Эриха Гозеля (филин, овчарка, чернобурая лисица) слились с коллекцией экзотической фауны Пола Вальтера (тукан, долгохвостая обезьяна, орангутан).
  В формах сосудов и сервизов традиционный ассортимент был дополнен функциональными удобными формами. Акцентами отличались формы сервизов и сосудов работы Адельберта Ниермайера (включая работу собственного художника мануфактуры Марианны Мейфарт), Макса Эссера (чайный и кофейный сервизы в декорах Комета и Лучевой) и Эмиля Поля Борнера (чайный, кофейный, обеденный сервизы, множество ваз и дополнительных аксессуаров). Росписи сосудов было придано новое веяние благодаря разработанной фон Борном («Школа Борна») стилизованной надглазурной цветочной росписи.

   Свободный художник Герман Зейлингер утвердился за счет создания цветочной росписи вазы в стиле фоновой росписи XIX века. Собственные художники мануфактуры Вильям Баринг, Хуго Штейн или Отто Эдвард Войт разработали новые декоры для росписи тарелок и ваз в основном в подглазурной синеве (цветочные, лучевые, орнаментальные мотивы, скульптурные сцены, изображения животных и пейзажей в духе экспрессионизма).

   В 1929 году скульптором Эмилем Полем Борнером был создан первый в мире музыкальный глокеншпиль, помещенный в церкви Богородицы в Meissen.

1933 – 1945 Искусство времен национал-социализма

   Из-за увольнения Пфейффера, политической и экономической ситуации количество заслуживающих внимания новых проектов снизилось, в производство было выпущено ограниченное количество проектов, в основном фигурки животных работы собственных художников мануфактуры Эрика Гозеля (вьючный верблюд, идущий верблюд, стая львов) и Эрика Оэме (умывающаяся пантера, лошади «Алхимик», «Маэстозо», фигуры оленей), а также обнаженные женщины привлеченного скульптора Роберта Ульмана (смотрящая вдаль женщина, задумчивая женщина).

1945 – 1960 Послевоенный период

   В 1945 году при советской оккупации оборудование мануфактуры было демонтировано. Предприятие поддерживали закупки новых машин и оборудования у других керамических производств. Предприятие переименовано в советское «Цемент АО». Коллекции фарфора в Выставочном зале были захвачены и вывезены в Советский Союз.

В послевоенном периоде была продолжена традиция покупки моделей работы приглашенных скульпторов (голова девушки Фрица Кремера, фигурки животных Рут Рейчел-Дрехслер), но, за редким исключением, превзойти период Пфейффера не удалось. Скульптура работы собственного скульптора мануфактуры Александра Струка стали классикой (Тиль Уленшпигель). Бюсты-портреты, декоры эмблем, эскизы настенных росписей (Макс Лингнер-Фриз) отражают социалистическое восприятие искусства того времени.

   В 1950 году фарфоровая мануфактура становится собственностью ГДР. Мануфактура репатриирована в ГДР. В течение короткого времени она принадлежит Союзу керамических предприятий, находящихся в национальной собственности. С 1951 года мануфактура становится «предприятием общенациональной собственности» (VEB) и работает под названием “Staatliche Porzellan-Manufaktur Meissen VEB”, а затем “ VEB Staatliche Porzellan-Manufaktur Meissen”.

1960 – 1989 Эстетика социализма

   В 1960 году мануфактура отметила 250 лет существования, после возвращения из Советского Союза коллекции фарфора был снова открыт Выставочный зал. В ассортименте майсенского фарфора второй половины XX столетия преобладают работы Питера Странга (объемные фигуры), Людвига Цепнера (эскизы сосудов), Хайнца Вернера (декоры, эскизы настенных росписей), Руди Штолле (декоры) и Фолькмара Бречнайдера (декоры), членов только что образованного «Коллектива художественного развития». Литературные герои Питера Штранга (ансамбль «Свадьба Мекки Мессера»), форма сервиза «Grosser Ausschnitt» и формы ваз Людвига Цепнера, декоры «Охотничьи рассказы» и «Охотничья роспись» Хейнца Вернера, декоры ваз Фолькмара Бречнайдера, декоры сосудов Руди Штолле, формы сервизов, созданные в процессе совместной работы («Коллективный сервиз»).

   Крупномасштабными настенными архитектурными украшениями из майсенского фарфора было облицовано множество общественных зданий в ГДР, подобные настенные украшения из фарфора приобретались и иностранцами. Типичная для эпохи социализма эстетика была отражена в декоративных мотивах тарелок и ваз, в рельефах медальонов и настенных тарелок, а также в бюстах.

   В конце 1970-х гг. художественные мастерские Meissen выпускали единичные уникальные произведения искусства, повлиявшие на стилистику всего выпускавшегося ассортимента фарфора в целом.

1989 – по настоящее время. Новая креативность

    В 1991 году компания изменила юридическую форму на компанию с ограниченной ответственностью (GmbH). Деятельность осуществляется под названием “Staatliche Porzellan-Manufaktur Meissen GmbH”, единственный акционер компании Государство Саксония.

   Наследие «Коллектива художественного развития» подхватило новое поколение дизайнеров Meissen: Сильвия Клоде (портреты, декоративные фигуры и предметы интерьера), Йорг Даниэльчик (скульптура, дизайн посуды), Гудрун Гаубе (современные декоры, статуэтки), Олаф Фибер (объемная скульптура), Сабина Вахс (формы сервизов и предметы интерьера) и Андреас Гертен (роспись сосудов). Формы сервиза «Волны» Сабины Вахс происходят от великих традиций созданных Meissen сервизов. Современные декоры (цветочные, лучевые, декоративные) выглядят убедительно на изделиях как современных, так и традиционных форм.

   В 2000 году был торжественно представлен первый в мире орган, трубы которого выполнены из майсенского фарфора. В 2002 году была открыта вторая в мире по площади фреска из фарфора после «Княжеской процессии»  - «Самые красивые замки, дворцы и сады Саксонии» площадью 90 кв.м. на вокзале Dresden-Neustadt.

   На протяжении двух лет - с 2006 по 2008 год фарфоровая мануфактура Meissen отметила три трехсотлетних юбилея: 300 лет со дня рождения Главного Скульптора Meissen Иоганн Иоахима Кендлера, 300 лет керамике Böttgersteinzeug® и 300 лет со дня открытия формулы твердого европейского фарфора. Впереди - празднование трехсотлетия знаменитой фарфоровой мануфактуры Meissen в 2010 году.
Поделиться с друзьями