Подпишитесь на обновления

 
Хотите знать больше о чайном мире?
Подпишитесь

Всё о сахаре

 

Легендарный правитель Китая Шэнь Нун (神农)

   История чайного дерева уходит корнями в глубокую древность, она окутана легендами и мифами. Открытие чая миру в первую очередь приписывают некому мифическому императору Шэнь Нуну, который в своё время написал древний травник "Шэнь-нун бэнь цао цзин" - («Канон корней и трав Шэнь-нуна», «Кн. Шэнь-нуна о корнях и травах», «Травник Шэнь-нуна», «Materia medica Шэнь-нуна»), сокращённо «Бэнь цао цзин» («Канон корней и трав»). Самая ранняя, ставшая образцовой фармакопея с описанием нумерологически (сяншучжи-сюэ) значимого, символизирующего число дней в году, количества медикаментозных средств - 365, где, якобы, и описал замечательное чайное растение.

    Шэнь Нун (кит. упр. 神农, пиньинь: Shénnóng, божественный земледелец) - это легендарный мифический бессмертный Император, один из Трёх Великих (Сань Хуан) Древних Правителей Китая (Фу-Си, Шэнь Нун, Хуан Ди), Божественный Земледелец. Другие имена: Янь-ди (кит. 炎帝, «огненный император») и Яован (кит. упр. 药王, пиньинь: Yàowáng) - «Царь лекарств».

    В древнекитайской мифологии один из центральных культурных героев, с именем которого связывается начало земледелия. Его считают первым «фармакологом» и мудрым правителем. С Шэнь Нуном связывается также начало торговли (он устроил первые меновые базары). В поздней народной мифологии Шэнь Нун — один из триады мифических государей (сань хуан) — покровителей медицины. Иногда он именуется Яо-ваном (Царь лекарств).

    Когда жил Шэнь Нун, точно не известно, есть версия, что род его правил в течение 17 поколений около 2700 г. до н.э. (по другим данным – 5800 лет назад, то есть примерно в 3700 году до н.э.).

   Однажды Нюй-дэн, женщина из рода Ю-гуа, жена Шао-дяня, под влиянием силы священного дракона(лун) - хранителя обители богов, и родился удивительный сын. Назвали младенца «Властелин солнца»(«Огненный император») - Янь-ди, ибо правил он под покровительством стихии огня и с его рождением на земле стало теплее и светлее. Прибавилось на земле и воды, сразу девять ключей (колодцев) забили из земли, и были они между собой сообщающимися, так как стоило зачерпнуть воду в одном – как вода колебалась сразу во всех.

    Пожалел Янь-ди голодающих людей и сбросил им с неба зерна проса для посева. Но люди не знали, что из одного зерна можно вырастить много, и съели их. И тогда Янь-ди сам спустился на землю и научил людей вспахивать её и проращивать злаки. Обтесав дерево, Шэнь Нун сделал сошник "сы", согнув дерево, сделал соху "лэй" для вспашки и прополки, и научил этому народ. За то, что он впервые научил людей пахоте, его прозвали Шэнь-нун («Святой пахарь», «Божественный земледелец»). Так на земле появилось земледелие.
    Представляется, что Шэнь Нун имел такой же облик, как и другие мифические первопредки (Нюй-ва, Фу-си): змеиное тело, человечье лицо, бычью голову (что связано с его функцией бога земледелия) и нос тигра. Считается, что Шэнь Нун зелёного цвета (цвет растительности). Его тело было из прозрачного нефрита, поэтому сквозь кожу можно было видеть всё происходящее в его организме.

   По легенде Шэнь Нун совершил жертвоприношения в двенадцатой луне и бил красной плетью,которая меняла цвет, прикоснувшись к яду по травам и деревьям, определяя их целебные свойства и вкусовые качества. Затем он пробовал целебные растения и определял, в лечении какой болезни они могут помочь. С этого времени впервые были опробованы все травы и впервые появились лекарства.

   У него был и специальный треножник, на котором готовились целебные отвары. По преданию, жители страны Баймин-го («Царство белых людей») подарили Шэнь Нуну волшебное животное яошоу («лекарственный зверь»). Когда кто-нибудь заболевал, достаточно было погладить яошоу по спине и сказать ему, чтобы он принёс с поля нужную для исцеления траву, и он обязательно находил такое растение и приносил в зубах нужную для исцеления траву Шэнь Нуну.

   Он пробовал разные травы и из 100 растений 72 нашёл ядовитыми (в данном случае число сто является символическим обозначением полноты, а семьдесят два завершённости временного цикла, например, в китайском календаре, где 72 пятидневки (юань) образуют 360 дней года).  Однажды, при дегустации ядовитых трав Шэнь Нун почувствовал себя плохо, и прилёг в тени дерева. В то время когда он лежал под деревом, ему в рот скатилась нагретая солнцем росинка с листочка чайного куста. Он проглотил её, почувствовал прилив силы и бодрости и с тех пор употреблял чай как противоядие.

    В литературе о чае встречаются и другие версии открытия Шень Нуном чая, очень похожие друг на друга, но общий смысл их всех одинаков.
По одной из версий, когда Шэнь Нун пробовал на вкус разные виды растений и ядов, ему вдруг стало очень нехорошо: во рту пересохло, язык жгло, а тело охватил жар. Он поискал лекарство по близости и заметил на земле листочки, облетевшие с куста. Из-за своего неистощимого любопытства он попробовал их и обнаружил, что, несмотря на горький вкус, они обладают приятным ароматом. Вскоре он почувствовал себя лучше, собрал ещё листьев с этого куста и отнес домой, чтобы исследовать их свойства.

   По другой версии, Шэнь Нун однажды очень устал от трудов и развел костёр, чтобы нагреть воды. Листья с дерева упали в котелок с водой для питья. Выпив получившийся напиток, который на вкус был одновременно горьким и сладким, Шэнь Нун почувствовал себя освежённым и полным сил. Он понял, что нашёл новое полезное растение, и решил более тщательно изучить его качества. Говорят, что, когда Шэнь Нун попробовал чай, тепло постепенно разлилось по его телу, словно пробуя на ощупь каждую его часть. Поэтому чай называется «ch’a»; это же слово имеет смысл «испытывать», «проверять» или «исследовать». Впоследствии слово «чай» получило новый иероглиф, который тоже произносится «ch’a» и изображает дерево внизу, цветы и листья вверху и человека между ними. Это символ того, как чай помогает привести людей к гармонии с природой.

   Он же создал пятиструнные гусли сэ. Шэнь Нун научил людей днём устраивать базары, обмениваться вещами и возвращаться домой, получив то, что каждому было нужно. После этого он умножил восемь триграмм, превратив их в шестьдесят четыре гексаграммы.
   Шэнь Нун взял девушку из рода Бэншуй по имени Тин-сюань и сделал своей женой. Она родила императора Куя, от Куя родился император Чэн, от Чэна родился император Мин, от Мина родился император Чжи, от Чжи родился император Мао, от Мао родился император Ай, от Ая родился император Кэ, от Кэ родился император Юй-ван. Всего прошло восемь поколений и пятьсот тридцать лет.

Пробыв на престоле сто двадцать лет, Шэнь-нун скончался и был похоронен в Чанша(провинция Хунань).

   Но однажды ему попалось ползучее растение, усеянное маленькими жёлтыми цветками. Оно обвивало изгороди и стены. «Божественный земледелец» попробовал его и сразу умер, так как яд был слишком силён. С тех пор люди не трогают этот цветок (по другой версии он проглотил стоножку, которая прогрызла ему живот и он уже не смог вылечиться, от чего и умер). Так умер Шэнь Нун, пожертвовав своей жизнью на благо людей.

   По китайской мифологии Шэнь Нун считается покровителем медицины и земледелия, основоположником торговли. Создал сельскохозяйственный календарь и множество сельскохозяйственных орудий, открыл чай и все лекарственные средства и написал фармакологический трактат о травах и лекарственных травах: Шэньнун бэньцаоцзин (кит. упр. 神农本草经, пиньинь: Shénnóng běncǎojīng, «Трактат Шэнь-нуна о корнях и травах»), который является самым древним трактатом по лекарственным растениям в Китае

________________________________________________________________________________________

Используемая литература:

1.    «Исторические записки» ("Ши цзи") древнекитайского историка Сыма Цяня (145-86? гг. до н.э.)
2.    Китайская мифология. Энциклопедия. М.: Изд-во Эксмо, Мидгард 2007. - 416 с., илл.
3.    Мифологический словарь/Гл. ред. Мелетинский Е.М. - М.: Советская энциклопедия, 1990 г.- 672 с.
4.    А.И. Немировский, «Мифы и легенды древнего востока», 1994г.
5.    М.Е. Ермаков, «Магия Китая», 2008г.

6.    Э.М. Яншина,  «Формирование и развитие древнекитайской мифологии», 1984г.

Поделиться с друзьями