Подпишитесь на обновления

 
Хотите знать больше о чайном мире?
Подпишитесь

Всё о сахаре

 

Fortnum&Mason - самый роскошный гастроном планеты.

    Часы на здании магазина Fortnum&Mason всегда показывают точное время, составляя достойную конкуренцию лондонскому Биг Бену. Каждые час знаменуется появлением фигурок Виллиама Фортнума и Хью Мейсона – двух истинных джентльменов, усилиями которых был создан самый роскошный в мире гастроном. Его двери открывает респектабельный швейцар, а за прилавками стоят продавцы, облаченные во фраки. В магазине, сотни лет поставляющем продукты королевской семье, по-другому и быть не может.   

Только здесь можно найти лосось из всех стран Объединенного Королевства, черную икру в баночках, украшенных кристаллами Сваровски, изысканное желе из лепестков роз, сливовый пудинг по древнему рецепту, чай «Даржиллинг первого цвета» и невероятно вкусные конфеты «Гриотте», состоящие из вишен Морелло, вымоченных в бренди и покрытых шоколадом. Посещение F&M – удовольствие не из дешёвых. Впрочем, некоторые местные изыски может себе позволить даже самый скромный путешественник. 

    Fortnum&Mason появился благодаря исключительной британской изобретательности. Один из его основателей, Виллиам Фортнум, переехал в Лондон из родного Оксфордшира в 1705 году и поселился в скромной комнате на окраине города. Молодому человеку улыбнулась удача: его принимают на работу во дворец королевы Анны в качестве посыльного. На службе Её Величества Фортнум впервые продемонстрировал свои незаурядные предпринимательские таланты. В его обязанности входила ежедневная смена свечей в королевских канделябрах. Недолго думая, посыльный стал продавать наполовину использованные свечи дворцовым дамам – невиданная дерзость, позволившая ему накопить достаточно денег для покупки крошечной бакалейной лавки на Дюк Стрит. В качестве компаньона выступил его сосед по комнате Хью Мейсон, управлявший ранее магазином на площади Сент-Джеймс. Молодые бизнесмены недолго ломали голову над названием.

    Так, в 1707 году на улице Лондона появился неприметный Fortnum & Mason – в будущем самый роскошный гастроном планеты. 

    Мистер Фортнум унёс из Сент-Джеймсского дворца, резиденции королевы Анны, не только солидную сумму, но и солидные связи. С первых дней своего основания F&M становится официальным поставщиком Королевского Двора Великобритании и получает соответствующие знаки отличия, позволявшие легко проникнуть на зарубежный рынок. Впрочем, дело не только в связях. Высокое качество товаров, эксклюзивность, ручная работа – непременные условия получения царских грамот. Трехсотлетняя история гастронома лишь укрепляла его репутацию поставщика лучших продуктов со всего света.

    С началом Георгианской эпохи торговля становится открытой для среднего класса, создаются новые виды транспорта. Классические традиции соединяются теперь с новаторским духом. Этот период был революцией в мире торговли. И как раз во весь этот вихрь попадает Fortnum and Mason.

     В 1744 году Роберт Клайв с помощью Британской Ост-Индской компании привёз на родину новые сорта специй и чая из Индии. Ну а прочные связи с Компанией позволили Fortnum and Mason быть в центре этой экспериментальной деятельности.

    Изначально Fortnum&Mason специализировался в основном на колониальных товарах. Местные сорта чая прославили гастроном на весь мир. Этот деликатес можно позволить себе без особого труда, ибо средняя баночка обойдется всего в три фунта. Гораздо сложней определиться с выбором – на полках британского гастронома покоятся не менее двухсот сортов восхитительного чая. Наряду с традиционными Earl Grey, Lapsang Souchong, Assam и Darjeeling экзотические Gunpowder («черный порох»), Moroccan Mint и Russian Caravan Tea. 

    Традиционные чайные коробочки с выгравированными на крышке инициалами F&M всегда в наличии и в королевских дворцах, и в домах аристократов. Так повелось со времён большой любительницы чая королевы Виктории: она превратила регулярное употребление этого напитка в часть придворной жизни и собственноручно написала правила чайного этикета «Tea Moralities».

Именно в Викторианскую эпоху были сформированы основные британские чайные традиции, в том числе и знаменитый полдник с лёгкими закусками, известный как «five o’clock tea». За появление этого дополнительного приёма пищи британцы благодарят придворную даму Анну Рассел, которая всегда просила своего дворецкого приносить чай с бутербродами ровно в пять часов – идеальное время, чтобы утолить лёгкий голод между обычным ленчем и поздним обедом. Как только чай стал более доступным, представители среднего класса, подражавшие привычкам богачей, превратили «файв-о-клок» в национальную традицию, и каждый англичанин стал потреблять более четырёх килограммов чая в год – абсолютный мировой рекорд. 

    Уже в середине XIX века магазин ввёл моду на готовые к употреблению продукты премиум-класса: яйца вкрутую в фарше (известное “шотландское яйцо”), трюфели, манго и многое другое. А во время Крымской войны, каждый корабль, прибывающий в порт Крыма, вёз на борту коробки, маркированные Fortnum & Mason.

      Жители Лондона называют магазин на Пикадилли не иначе как «Британский Гастрономический Дом», подчёркивая его особый статус и особое место в истории страны. На первой Всемирной промышленной выставке, проводимой в 1851 году для демонстрации экономической и технологической мощи Великобритании, F&M занимал отдельный стенд и был отмечен за разнообразие представленных продуктов. Впрочем, продажей продуктов его владельцы уже не ограничиваются. Уже в девятнадцатом веке Fortnum & Mason предоставлял полный сервис – приборы и декорации для столов, посыльных, официантов, поваров. Ни одна праздничная церемония не обходилась без королевского поставщика. F&M стал первым в мире универмагом, предлагавшим своим покупателям готовые блюда: пять шиллингов за жареную утку с зелёным горошком, пятнадцать – за фаршированного трюфелями фазана, полкроны – за куропатку. И это лишь одно из многочисленных нововведений британского гастронома. 

    В канун Рождества 1872 года Fortnum&Mason  разместил в прессе необычное объявление, анонсирующее появление в продаже изысканной коллекции экзотических фруктов, конфет и прочих сладостей, упакованных в украшенные орнаментом коробки и корзины. С этого момента вся лондонская аристократия встречала Рождество с этими наборами деликатесов. Похожими наборами компания снабжает своих покупателей и сегодня - к каждому серьёзному празднику. Всего за сто фунтов к Родительскому дню можно будет приобрести чудесную розовую корзинку, с которой не сравнится ни один традиционный букет: розовое сансерское вино, розовая плитка шоколада,  розовое мыло, желе из лепестков роз и упаковка классического чая. 

  Появление продуктовых корзин – ещё одно местное изобретение, датированное девятнадцатым столетием. Поводом для этого послужили многочисленные войны, затронувшие Великобританию в эпоху королевы Виктории. Компания Fortnum & Mason играла важную роль в поддержании войск. Рядовых воинов гастроном снабжал концентрированным питательным бульоном, а офицеры получали на передовой роскошные корзины с дорогими продуктами, набор которых постоянно менялся. Неизменным был лишь чай. Такие же продуктовые корзины F&M поставлял на все увеселительные мероприятия Англии – даже в разгар войны аристократы продолжали развлекаться и поглощать изысканные деликатесы. В дни проведения Хенлейской регаты и ежегодных скачек в Эскоте и Эпсоме персонал гастронома на Пикадилли начинал работать в 4 часа утра, чтобы подготовить провизию для зрителей и участников спортивных состязаний. Корзины с великолепными продуктами владельцы Fortnum & Mason дарили в знак особого почтения важным гостям и императорам: Александр I получил свою порцию деликатесов в дни ожидания Венского Конгресса, решавшего судьбу Европы после разгрома Наполеона. Почувствовать себя императором можно за вполне приемлемые деньги – самая дешёвая корзина обойдётся всего в сорок фунтов.

    Поскольку магазин всегда был близок к королевскому двору, то в 1935 году, когда Король Джордж V на свой юбилей пригласил огромное количество знатных людей со всего королевства, Fortnum & Mason пришлось создать специальный отдел, чтобы учесть все диетические требования гостей.

    В наши дни к каждому празднику магазин готовит для нас необычные подарки. Так, на Рождество витрины Fortnum & Mason были выполнены в театральном красочном стиле. За одними стёклами сидели актрисы, обсуждая сплетни в гримёрных, а в других девушки, в красивых нарядах, уже готовились к выходу на сцену.

    В День всех влюблённых гастроном приготовил для посетителей блюда, украшенные в стиле этого праздника: устрицы, икра, фуа-гра, трюфели и др.

  Помимо продуктов, Fortnum & Mason является ещё и официальным продавцом знаменитых ароматов от парфюмерного дома Clive Christian.

    Но главным событием фирмы в этом году стало то, что королева панка Вивьен Вествуд обратилась к возвышенным темам и создала коллекцию пасхальных яиц для Fortnum & Mason. Бунтарка со стажем Вивьен к всеобщему удивлению создала очаровательные милые вещицы, дизайн которых полностью отражает настроение одного из главных религиозных праздников.

  Пасхальные яйца от Вивьен Вествуд – это аристократичная роскошь по демократичным ценам. В целом, декор от знаменитого дизайнера представляет собой кружевной узор в сочетании с мягкими цветами. Коробки украшены стёганым шелком, а сами яйца обёрнуты в цветную фольгу и перевязаны атласной лентой. Внутри же яйца лежат конфеты в виде ангелов и пасхальных зайцев.

    Стоит отметить, что в Fortnum & Mason также продаются различные аксессуары от Вивьен: нежные украшения с её известным символом шара и с медвежатами. Кроме того, дизайнер разработала для знаменитого магазина чехол для iPad и бумажник.

 В течение трёх столетий Фортнум занимается тем, что собирает лучшую еду в мире на улице Пиккадилли. А члены королевской семьи до сих пор посещают этот продуктовый рай.

Поделиться с друзьями