Подпишитесь на обновления

 
Хотите знать больше о чайном мире?
Подпишитесь

Всё о сахаре

 

История легендарного чайного клипера Кати Сарк

   Шёл 1870-й год. Уже год как был открыт для прохода судов Суэцкий канал, на 3000 миль сокративший путь на Восток пароходам (парусники, естественно, пользоваться им не могли). Один за другим медленно, но верно пересекали океаны высокотрубные паровые бриги и барки, извергая в небо клубы дыма. Дальновидные судовладельцы вкладывали капиталы только в суда с механическим двигателем - паровой машиной; их все более многочисленные пароходы (за последние 20 лет тоннаж парового флота увеличился в 8 раз) становились грозной силой, неумолимо вытесняющей парусный флот.
  Клипер Кати СаркИ вот в это бурное время "Катти Сарк" вышла в первое плавание - свой, как говорят англичане, девичий рейс. Клипер, предназначенный для перевозки китайского чая, был поистине чудом совершенства корабельных форм, вершиной многовекового развития парусного вооружения. Глядя на него, было невозможно предположить, что этот великолепный корабль ещё на стапелях представлял собой анахронизм , что судовладелец сделал явную ошибку, вкладывая деньги в постройку парусника. Да стоило ли предаваться мрачным размышлениям, когда под ногами покачивалась палуба нового клипера, стремительно бегущего с попутным ветром! Под форштевнем вскипала жемчужная пена и, проскальзывая вдоль бортов, сливалась с кильватерной струёй, этот мерцающий след тянулся на много миль, незаметно растворяясь в безбрежных просторах...
 

А предстояло сначало пройти через два океана 16 000 миль до Шанхая, затем столько же на пути обратно. Это значило, по крайней мере, три с половиной месяца мчаться без единого захода в порт туда, чтобы не опоздать, чтобы в мае, когда чай нового урожая подвозят к причалам, встать под погрузку первым, а затем те же три с половиной, если не все четыре, месяца торопиться с грузом обратно, чтобы побыстрее доставить чай на лондонский рынок. Это значило четыре раза пересекать экватор, дважды штормовать по всей "длине" Атлантики и "ширине" Индийского океана, дважды обойти мыс Доброй Надежды, не случайно называемый в старину мысом Бурь, бороться с тайфунами экзотических Яванского и: Китайских морей, ухитряться сохранять управление в штиль... 

   "Катти Сарк" - трехмачтовый чайный клипер - был построен в шотландском городке Думбартоне (на реке Клайд, близ Глазго) по заказу известного лондонского судовладельца старого Джона Уиллиса. Отец его тоже был судовладельцем, и потому Джон получил надлежащее воспитание: чтобы он овладел профессией моряка, его без лишних разговоров ещё мальчиком отправили в море. Теперь у Джона Уиллиса было немало клиперов, среди которых выделялись прекрасными мореходными качествами "Ламмермюр" и "Твид". Он понимал толк в кораблях-гонщиках, много лет сам ходил капитаном на своих клиперах и всей душой ненавидел "коптящие небо" паровые суда с их шумными машинами и толпой грязных кочегаров. На пароходах тех времён устанавливались ещё далеко не совершенные машины, пожирающие огромное количество угля. Владельцы их уповали на то, что в один прекрасный день будет изобретён какой-то новый вид топлива или появятся новые, экономичные машины, благодаря чему их суда избавятся от необходимости возить на себе непомерный запас угля. Но Уиллис и другие "консерваторы" упорно утверждали, что ничего подобного произойти не может, что ни котёл, ни машину усовершенствовать нельзя, а с Суэцким каналом обязательно стрясётся какая-нибудь неприятность - вероятнее всего, его просто занесёт илом. И тогда поглядим, - заявляли Уиллис и его коллеги - сумеет ли лондонский рынок обойтись без парусных кораблей? Океанский ветер - который ничего не стоит! - был и остаётся вечной движущей силой. И неразумно отказываться от него ради дорогостоящих и капризных механизмов, пожирающих далеко не дешёвое на морских путях топливо...
  Давая заказ верфи "Скотт и Линтон", старый Уиллис прямо-таки горел оптимизмом. Причиной тому был неожиданный бум, поднятый по обе стороны Атлантики: почти одновременно оказалось спущено на воду около дюжины прекрасных клиперов. Такого не было уже давно! Знаменитая компания "Локс лайн" только что заказала сразу четыре клипера - "великолепный квартет". Абердинская "Уайт Стар лайн" построила первый клипер с железным корпусом "Патриарх". Их знаменитый клипер "Фермопилы", построенный годом раньше, недавно совершил свой первый рейс в Мельбурн за 60 дней. Это был рекорд: за 60 дней почти 15 000 миль! Два месяца клипер шёл со средней скоростью 10 узлов! (Ни один владелец пароходов не смел и мечтать о таком рейсе. Сама по себе 10-узловая скорость фантастической уже не казалась, но пароходы тратили на заходы для приёмки угля - бункеровку - столько времени, что в пути потребовалось бы поддерживать гораздо более высокую, пока недостижимую скорость.)
  Снедаемый завистью Уиллис лелеял мечту, что его будущий клипер добьётся лучшего результата. В Мельбурн за 60 дней? А почему бы не за 55? И Уиллис принялся диктовать молодому и талантливому конструктору Геркулесу Линтону свои условия. Надо подчеркнуть, его преследовала навязчивая идея - создать корабль, способный быть первым среди всех. К ужасу судостроителей упрямый заказчик потребовал взять за образец обводов нового клипера корпус его старого "Твида". "Твид" был довольно необычным судном. Он был построен как паровой фрегат "Пенджаб" для Ост-Индской компании. Уиллис ухитрился купить пароход по дешёвке, продал его машину за 10 000 фунтов, а корпус несколько удлинил и превратил в парусное судно - клипер.

  Молодой Линтон, вероятно, не получил особого удовлетворения от визита "Старой Белой Шляпы" (так прозвали Джона Уиллиса за необъяснимое пристрастие к белому, безукоризненной чистоты цилиндру). И было от чего призадуматься. "Твид" выглядел мощным и солидным судном с массивной кормой. На взгляд тех, кто больше всего ценил в обводах корабля изящество арабских скакунов, любимое детище Уиллиса походило на ухоженную ломовую лошадь. Но это было удивительное судно: несмотря па массивность, "Твид" шёл довольно легко. Почему? Тут было что-то от счастливой случайности. Над тем, как воспроизвести эту случайность, и ломал теперь голову Линтон. Во всяком случае, и у него было твёрдое намерение - построить первоклассное судно.

  Как бы там ни было, одна черта "Твида" нашла конкретное выражение в корпусе "Катти Сарк". Это как раз та самая корма - мощная корма, мало похожая на обычную клиперскую корму. Надо сказать, клипера строились уже без малого четверть века, пренебрегать накопленным опытом было рискованно. С другой стороны, Линтон хорошо знал, что даже для самых мореходных клиперов наибольшую опасность представляла попутная штормовая волна. Не было ничего страшнее, чем уходить от шторма. Управление кораблём - штурвал и компас, вахтенный помощник и матрос-рулевой, да и всё, что находилось на корме, подвергалось при этом постоянной опасности быть смытым за борт. Рулевые вынуждепы были привязываться к штурвалу, даже случайный взгляд, брошенный за корму, заставлял сердце замирать в ужасе! (Забегая вперёд, скажем, что и на "Катти Сарк" рулевые привязывались к штурвалу, хотя и редко.) А ведь мощная корма служила бы хоть какой-то защитой от попутной волны...
  В конце концов, поразмыслив об этом, молодой Линтон проникся уважением к странному заказчику.
  Компания сделала всё, чтобы клипер стал шедевром. Оговорённая контрактом цена постройки "Катти Сарк" была равна 21 фунту за тонну, однако для создания шедевра такой суммы явно не хватало. В дело шёл только лучший материал: отличное железо, выдержанное дерево - отборный ильм, тик, красная сосна. Но всё хорошее, как известно, стоит больших денег... Фирма "Скотт и Линтон" вышла из дела (рабочим стало нечем платить) и обанкротилась, не успев вооружить превосходно собранный и спущенный на воду 22 ноября 1869 г. корпус.
  Клипер, достроенный уже другой фирмой - другими мастерами,  по чертежам Линтона, отнюдь не был копией "Твида" или какого-нибудь другого судна. Это был корабль, восхищавший знатоков, но, пожалуй, никому не приходило в голову, что новому клиперу суждено точно так же восхищать настоящих моряков и сто лет спустя, когда его ровесники канут в прошлое, а эпоха расцвета парусов станет такой же далёкой и смутной, как времена средневековья.
  "Катти Сарк" на шотландском диалекте буквально означает - короткая женская сорочка. Это из повести в стихах Роберта Бернса "Тэм О' Шентер", которая ничего общего с морем не имеет:
Но если кто-нибудь из вас
Прельстится полною баклажкой
Или Короткою Рубашкой...
  Что говорить, странное название! В те годы суда носили звучные, внушительные названия, например "Вестник рассвета", "Утренняя фея", "Пылающий крест", "Властелин морей". По обе стороны Атлантики судовладельцы состязались в выборе высокопарных имён. Ведь и бывалым морякам и пассажирам, собирающимся со всей семьёй куда-нибудь за океан, больше приходились по душе корабли с "надёжными" названиями, подобными "Королеве колоний" или "Колеснице славы". Среди такой коллекции "Короткая сорочка" выглядела нелепо, но, тем не менее, моряки и торговцы неожиданно быстро привыкли к странному названию, очевидно и потому, что его легко произносить.
 

   Деревянная женская фигура на носу клипера, изображающая героиню народных сказаний и соответственно поэмы Бернса - Нэн-Короткую-Рубашку, была превосходно выполнена мастером Ф. Хельером из Блэкуэлла. Ниспадающая складками довольно длинная одежда красотки переходила в волнорез на форштевне, и ведьма-распутница неожиданно получила облик чуть ли не древнегреческой богини. Старая Белая Шляпа был холостяком и не испытывал стеснения в средствах: он не только щедро заплатил Хельеру, но, подумав, заказал ему ещё целую группу обнажённых красавиц поменьше размером.
  Главная фигура - Нэнни с вытянутой рукой в стремительном порыве преследовала удирающего Тэма О'Шентера, который верхом на своей серой кобыле Мег был изображён на резном завитке, украшающем буш-прит. Композиция вызывала всякого рода толки: многие пытались выяснить, какая же история скрывалась за выбором необычного сюжета. Протянутая рука и голова носовой фигуры несколько раз терялись во время штормов, но сразу же восстанавливались, хотя новая работа всё больше уступала произведению Хельера.
   "Катти Сарк" была украшена богато. Корпус поблескивал чёрной как смоль краской; кривизна - седловатость - палубы подчеркивалась двумя наложенными на борта линиями из тонкого листового золота. Тем же золотом были покрыты буквы названия клипера и порта приписки (Лондон), а также узор - переплетение гирлянд из лавровых листьев. Центром кормовой композиции была вырезанная из дерева "Звезда Индии" с многозначительной надписью по кругу: "Небесный свет указует нам путь". Под звездой красовался фирменный знак старого Уиллиса - буква W в лучах восходящего солнца. Новый клипер в конце января 1870 г. встал под приёмку генерального груза на Шанхай. Первым капитаном его был Джордж Мьюди, заслуживший благосклонное внимание Уиллиса ещё в роли помощника на "Твиде", а затем плававший капитаном его двух других клиперов. Капитаном "Катти Сарк" он был назначен сразу после закладки судна на стапеле (кстати сказать, крестила клипер при спуске его жена). Опытный глаз Мьюди, таким образом, мог следить за каждым куском дерева, предназначенным для постройки, и за ходом работ. Любопытно, что 40-летнего Мьюди считали староватым для назначения на новый клипер: не секрет, что жизнь на клиперах была суровой и напряжённой, а управление ими - труднейшим делом!
  

Итак, "Катти Сарк" наконец вышла в свой первый рейс, но слабые ветры и досадные мелкие аварии преследовали клипер почти на всём пути в Китай. Установка рангоута и такелажа обычно выполнялась верфями без тщательной подгонки. Эта утомительная и кропотливая, тонкая работа, как и выхаживание парусов, проводилась в течение первых рейсов. Даже хорошо подогнанный стоячий такелаж, вытягиваясь под нагрузкой, ослабевал, его нужно было обтягивать, чтобы каждая снасть выполняла свою роль в сложной системе оснастки судна. Это отняло немало времени. Как бы то ни было, "Катти Сарк" не установила ожидаемого рекорда, не получила премии за быструю доставку груза. Расстояние от Лондона до Шанхая она покрыла за 104 дня, уступив клиперу "Лал", который затратил на тот же путь 98 дней.
  "Катти Сарк" удалось получить чартер на перевозку чая нового-урожая в Лондон по фрахтовой ставке 3 фунта 10 шиллингов за 50 кубических футов груза'. И это было не так уж плохо, потому что главные конкуренты клиперов - пароходы - только что нанесли очередной удар: неожиданно для многих продемонстрировали способность - дойти до Лондона за 60 дней. Напрасно сторонники парусного флота предсказывали, что кочегаров скосит адская работа в жару на переходе Красным морем! Суэцкий канал также "не оправдал надежд", а бункеровочные фирмы без задержки снабжали пароходы углём в Адене, Коломбо и Сингапуре. Спасало парусники то, что оставалось ещё немало знатоков, которые заявляли, будто бы чай теряет свои качества в железных трюмах пароходов под действием испарений и дыма из кочегарки, начинает пахнуть антрацитом и трюмной водой.
   Новый клипер погрузился и без промедлений вышел в море. У него, конечно, не было надежды оказаться первым на рынке (разве что все пароходы взлетели бы на воздух!), однако Мьюди был полон решимости обогнать своих коллег. "Катти Сарк" совершила этот переход за 110 дней, показав лучший, чем большинство чайных клиперов, результат. Однако "Фермопилы", вышедший с таким же грузом из Фучжоу, находился в плавании только 105 дней! Конечно, сравнивать продолжительность рейсов этих двух судов было бы правильнее, если бы они оба вышли одновременно из одного порта, но это служило плохим утешением.
   Старый Уиллис метал громы и молнии. Вооружившись огромным увеличительным стеклом, он тщательно изучил судовой журнал "Катти Сарк", но не обнаружил ни одной ошибки в действиях капитана. И тем не менее его новое судно не поставило рекорда! Уиллиса не интересовало то, что клипер вынужден был лавировать весь долгий путь до пролива Зонд (попутных ветров не было, а встречные то и дело сменялись затяжными штилями), в Индийском океане попал в шторм и даже проходил Английский канал (добавим, и влетел в Темзу!) чуть ли не с ураганным ветром. Мьюди начал жаловаться, что ему не везет...

   В 1895 году Джон Уиллис ушёл на покой и продал свое детище португальскому судовладельцу, который грузил гордый парусник чем угодно, включая металлолом.
   В 1907 году давний соперник «Катти Сарк», клипер «Фермопилы» с почетом захоронили по морскому обычаю: вывели в открытое море и утопили торпедой. «Катти Сарк» продолжала служить, хотя уже не претендовала на славу.
    Старый корабль ещё раз отличился во время Первой мировой войны. Осенью 1915 года его экипаж снял 700 человек с английского корабля, торпедированного немецкой подводной лодкой.
    После войны «Катти Сарк» собирались отправить на слом, но её спас капитан-энтузиаст Уилфред Доуман, который в 1922 году выкупил и реставрировал корабль, приведя его в первоначальный вид.
    После смерти Доумана вдова капитана передала клипер училищу торгового флота, которое использовало его в качестве так называемой брандвахты - стационарного учебного судна.
    В 1952 году корабль передали Обществу по сохранению памятников старины, и холодным солнечным утром 10 декабря 1954 года 85-летний клипер совершил свой последний рейс, вверх по Темзе, в специально построенный док неподалеку от Лондонского морского музея, почти на линии Гринвичского меридиана.
    При постановке в док выяснилось, что великолепный корпус практически не поддался гниению и ржавчине.Казалось, «Катти Сарк» выпала счастливая судьба. Единственный из чайных клиперов, он не утонул и не был списан, а обрел вторую жизнь в качестве достопримечательности Лондона.
    В понедельник, 21.05.2007,  сгорел один из самых знаменитых кораблей мира - клипер «Катти Сарк»
    Полицейские внимательно изучали видеозапись, сделанную камерами наблюдения. Считалось, что эти камеры могли запечатлеть людей, которые находились около единственного оставшегося в мире чайного клипера перед началом пожара. Представители правоохранительных органов не отрицали и версию поджога самого старого чайного клипера.
   138-летний клипер, стоящий в специальном сухом доке возле Темзы в лондонском районе Гринвич, в последнее время находился на реконструкции, на которую было выделено 25 млн. фунтов (почти 50 млн. долларов), и был закрыт для посетителей.
    Значительная часть содержимого «Катти Сарк», а также элементы самого клипера (половина обшивки и мачты) избежали пожара, потому что были вывезены для реставрации.
    Первоначально сообщалось, что в результате пожара 80% того, что оставалось на месте стоянки корабля, было уничтожено.Однако позднее появились мнения, что нанесённый ущерб является не столь значительным, как считалось сразу после пожара.
   

 

 

      Когда сгорела "Катти Сарк"
В лучах холодного рассвета,
И, словно инеем одета,
Ушла на лёгких парусах,

А штурман плакал, как ребёнок,
Прочтя в газете репортаж,- 
И вдоль прибрежных городов
Летел сигнал, быстрее вздоха,-
Сгорела, кончилась Эпоха
Великих Парусных Судов.

   26 апреля 2012 года при участии королевы Англии Елизаветы II прошла церемония повторного открытия клипера Катти Сарк, который 5 лет назад был серьезно повреждён пожаром. Напомню, тогда огонь уничтожил более 80% обшивки корабля, однако самые важные «жизненные органы» стихия не задела.

   Парусник восстанавливался по точным чертежам. Таким образом, после завершения работ внешний вид «Катти Сарк» остался таким же, как и при спуске на воду в XIX веке. На реставрацию одной из самых известных лондонских достопримечательностей было потрачено порядка 80 млн. долларов.

 

Знаменитый чайный клипер Cutty Sark после реставрации
Уникальный клипер 19 века был уничтожен
Останки судна после трагедии 2007 года
Следы от сгоревших деревянных букв названия Катти Сарк на её корме в 2007 году
Такелаж Cutty Sark после реставрации
И вновь Сutty Sark приглашает к себе в гости
Внутренний интерьер Ham House
Внутренний интерьер Ham House

Поделиться с друзьями