История Ассама
Многие события прошлого Ассама так и остались погребёнными в его земле. Отсутствие систематических археологических исследований привело к недостатку археологического материала, и хотя следы пребывания человека на территории штата удалось проследить до раннего периода Каменного века, общая историческая картина остаётся весьма неопределённой. Тем не менее, как следует из записей китайского исследователя Чан Кена, который изучал торговые маршруты своей страны с Ассамом в 1 веке до н.э., эта область была известна в других странах. Географический очерк Птолемея (александрийский астроном IV века нашей эры. Имя Птолемея связывают обычно с его геоцентрической системой мира, просуществовавшей громадный с исторической точки зрения срок—полтора тысячелетия. Общепринятая и официально признанная (как наукой, так и христианской церковью), теория Птолемея только в XVI—XVII веках уступила свои позиции гелиоцентрической системе мира Коперника. Многие знают, что и геоцентрическая система, и ряд других астрономических работ Птолемея вошли в одно большое сочинение, получившее известность под названием «Альмагест».) также признаёт существование Ассама.
Можно смело утверждать, что первыми поселенцами Ассама были австралоиды* – предки дравидов.
Тем не менее, именно монголоиды пришли на землю Ассама по восточным горным проходам задолго до появления религиозной литературы индуизма – Вед около 10 века до н.э.
В Ведах монголоиды назывались “кираты”, и современные племена, населяющие северо-восточную часть, считаются их потомками. Праджйотишпура(Гувахати) – город Восточных Огней – был столицей киратов, владения которых, согласно эпосу, простирались от предгорьев Гималаев на севере до Бенгальского Залива на юге. По преданию основателем Праджйотишпура был царь киратов Наракасура. “Калика Пурана” и “Вишну Пурана” называют эту землю Камарупой, протянувшейся на 450 миль от святыни Камакхья на горе Нилачал до современного Гувахати. Преемник Наракасуры Бхагадатта упоминается в эпосе “Махабхарата” как предводитель огромной армии киратов воевал на стороне Кауравов против Пандавов.
Записки китайского путешественника Хуан Цзяна проливают свет на историю штата в VII веке. В Средние Века Праджйотишпура был известен как Камарупа. Хуан Цзян описывает сильную Камарупу времён правления царя Бхаскаравармана. Возможно, в этот период королевство Камарупа достигло своего наивысшего расцвета, так как в последующие века оно подвергалось регулярным нападениям туземцев, которые значительно ослабляли его и, в конце концов, привели к раздробленности.
Период после расцвета королевства и до прихода ахомов в 13 веке был ознаменован хаосом и частой сменой правителей. Таким образом, когда в 1228 году со стороны восточных гор в Ассам вторглись ахомы - тайский народ из Бирмы, они без особого труда поработили ослабленное государство и создали своё государство (от его имени получили название народ и страна). Из местных племён достойный отпор они встретили только у чутиев и качаров.
Со временем ахомы смешались с местным населением и восприняли его язык и культуру.
Последующие шесть веков были отмечены правлением ахомов, создавших мощную царскую династию. Столицей ахомов стал Сибсагар в Верхнем Ассаме. Именно в честь ахомов данная территория получила название Асом или Ассам. С вторжением ахомов началась новая эра в истории Ассама. После переноса столицы из Камарупы в Нижнем Ассаме в Верхний Ассам, значение первого резко снизилось за исключением короткого периода в начале 16 века, когда западные границы королевства Коч, одного из племён киратов, значительно расширись в правление царя Наранараяна.
Между тем беспрецедентное усиление ахомов было воспринято как вызов могольскими императорами в Дели, снарядивших семнадцать военных экспедиций с целью поработить ахомов, но безуспешно. Во время последней экспедиции, в результате затяжной битвы между могольскими войсками и ахомами в Сарайгхате – в настоящее время место расположения первого моста через Брахмапутру – под Гувахати, ахомы одержали громогласную победу во главе с генералом Лачит Барпхуканом. Генерал был ославлен, а его героизм и битва с моголами породили множество анекдотов, один из которых рассказывает об интересном случае, когда Лачит обезглавил своего родного дядю за пренебрежение своими обязанностями, как пример проявления патриотизма. Сегодня эти истории стали неотъемлемой частью истории и народной культуры Ассама.
Победа в Сараигхате повлекла за собой череду дворцовых интриг, которые угрожали самому существованию Ахомского королевства до тех пор, пока Рудра Синха не пришёл к власти. Однако после непродолжительного подъёма опять наступил кризис. Сначала Вайшнавиты Моамориа Маханта подняли восстание в знак протеста против религиозных притеснений ахомской королевы Пхулешвари в 80-х годах 18 века. Именно в это тяжёлое время восстаний, дворцовых интриг и распрей завоеватели из Бирмы вторглись в Ассам с востока.
История повторялась. И как и шесть веков назад, когда ахомы пришли на землю Ассама, они попали под власть бирманцев. Последние правили Ассамом вплоть до появления англичан в 1826 году, которые вынудили их отдать территорию по Договору Яндабу.
То, что последнее приобретение отнюдь не отличалось покорностью его жителей, англичане поняли через четыре года после завоевания территории, когда они встретили сопротивление ассамцев. Борьба была неравной, но она ознаменовала начало борьбы между националистами и империалистами, в результате которой в 1947 году Индия получила независимость. В годы предшествовавшие этому великому событию, в Ассаме, как и на остальной территории страны, росло движение за независимость, сопровождавшееся огромными жертвами. Манирам Деван Пьоли Пхукан и Пьяли Баруа были повешены в связи с восстанием Сипаев. Мученики Канак Лата, Кушаль Конвар и Бхогесвари Пхуканани отдали свои жизни за дело Махатмы Ганди. И их жертвы не были напрасны.
Китайская агрессия 1962 г. поставила под угрозу независимость Ассама, но, к счастью, была отражена. Буквально в последнюю минуту стороны достигли политического соглашения по проблеме.
В 1947 году территория Ассама включала в себя все штаты современной северо-восточной части Индии за исключением Манипура и Трипуры. Однако региональные и культурные различия здесь были слишком явными, что не позволило Ассаму сохранить своё единство в рамках единой политической администрации. В результате один за другим из территории бывшего Ассама были сформированы новые штаты. В 1963 году образовался Нагаленд, в 1971 году отделились Мегхалая и Мизорам, а в 1972 году появился Аруначал Прадеш.
Культурное единство всегда оказывало заметное влияние на социально-экономическую и политическую жизнь Ассама. Так, в 80-х гг. 20 века возникло Движение Ассама как попытка сохранить культурную самобытность штата, которая была поставлена под угрозу толпами иммигрантов из Бангладеша. В последнее время, штат стал объектом терроризма, распространяемым экстремистами.
__________________________________________________________________________________________________________
* Австрало́иды — одна из основных рас. Значительную часть австралоидов составляют аборигены Австралии, откуда и название. Помимо них, включает такие этно-расовые группы, как веддоиды, папуасы, меланезийцы, негритосы, аборигены островов Торресова пролива (близки к папуасам и меланезийцам), исчезнувшие чистокровные тасманийцы (в настоящее время живы многие люди, происходящие от тасманийских аборигенов в результате смешанных браков), а также некоторые другие.
Смешанные субрасовые группы, включающие австралоидный элемент:
1) монголоидно-австралоидные — вероятно, айны (их предки — носители культуры Дзёмон, до конца не выясненного расового происхождения, возможно, отделившиеся от древних австралоидов — о чём свидетельствует, например, преобладание гаплогруппы D у айнов, которые наряду с негритосскими народами Андаманских островов джарава и онге имеют в подавляющем большинстве именно эту гаплогруппу (у айнов также встречается монголоидная гаплогруппа C3 с частотой около 15%); на протяжении многих столетий айны смешивались с японцами и на сегодняшний день в значительной степени ассимилированы ими), сами японцы, жители южных районов Китая, государств Индокитая, а также полинезийцы и микронезийцы;
2) европеоидно-австралоидные — жители центра, частично — севера и особенно — юга Индии, республик Бангладеш, Шри-Ланка и некоторых других южноазиатских государств, кроме того представителями этой смешанной группы являются цыгане;
3) негроидно-монголоидно-австралоидные — малагасийцы.